Человек – главный объект изучения Новой науки
«Без уявления Института Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимозависимости Микрокосма от Макрокосма не осуществится Новая Эра. Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь».
Е.И. Рерих.
Решение глобальных проблем современности, с которыми человечество столкнулось в XXI веке, требует международного сотрудничества стран и государств и, в первую очередь, консолидации усилий всего мирового научного сообщества. Наука с давних пор является двигателем эволюции человеческого общества. Цель науки состоит в том, чтобы помочь человечеству не только ответить на все вызовы времени, но и сформировать представления о единой картине мира, об Универсальных Законах Мироздания, которые лежат в основе бытия.
Человек всегда стоял в центре внимания науки, начиная с истоков её зарождения на Земле. Новые вызовы времени актуализируют проблему изучения человека, раскрытия его внутреннего духовного потенциала, осмысления уникальности его бытия в рамках философского и эзотерического подходов. Ретроспективный анализ позволяет рассмотреть основные этапы эволюции научного знания о человеке с позиции обозначенных выше подходов и раскрывает новые грани постижения Универсального в человеке, его духовной сущности в условиях глобализации современного социума.
Представления о человеке как об уникальном творении Создателя, Высшего Разума Вселенной зародились во втором–третьем тысячелетии до нашей эры в эзотерической доктрине Гермеса Трисмегиста, Великого Посвященного в древнюю божественную мудрость. Эзотерическая доктрина Трисмегиста дала мощный импульс возникновению и развитию многих наук на Земле, в которые была заложена истина о том, что величайшая из тайн в Космосе – это человек – высшее отражение Вселенной. Именно человек является носителем мировых тайн космических, собирателем великих сокровищ Мироздания.
Истина об уникальности человека и его тончайшего психоаппарата, в котором заключено и малое, и великое, весь Космос с многочисленными мирами и планетами находит отражение в трудах великих ученых и философов древности – Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона, Сократа, и др. [14]. В философских трактатах этих гениев античной мысли возвышается феномен человека как божественного существа, обладающего в потенциале своем всеми свойствами Абсолюта. Человек рассматривается как микрокосм, который объемлет всё Мироздание, придавая ему смысл. Человек обладает особой духовной субстанцией – душой, которая являясь частью Мировой Души, Логоса, Макрокосмоса, содержит в себе устройство и принципы функционирования Великого.
Научная мысль в эпоху Средневековья расширяет понимание человека как микрокосма, дополняя его духовной составляющей. Человек как главное творение Бога, в потенциале своем отражает не только Вселенную, но и трансцендентное начало, что выражается в причастности человека Богу. Человек может преобразить себя и мир, только слившись с Богом, Высшим Разумом, Абсолютом. Христианская антропология [15] основана на метафизике личности и различает в человеке дух, душу и тело, отстаивая при этом их целостное единство.
Наука эпохи Возрождения рассматривает человека как высшую ценность Бытия. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи Мироздания [7]. В эпоху Ренессанса прославляется феномен человека как творца самого себя. Человек – средоточие мира, творец и художник земной жизни; его творческие возможности безграничны. Предназначение человека – действовать и познавать в этом мире, работать над великим и грандиозным делом. Человек свободен тогда, когда следует великим законам природы.
Наука Нового времени и Эпохи Просвещения дала человечеству глобальную научную революцию, происходит переворот в мировоззрении людей – разум становится мерилом общественного прогресса, а человек – главной ценностью общества [3]. Наука этого исторического периода, расширив сферу познания человеком мира, много сделала для удовлетворения интеллектуальных и биологических потребностей человека, вооружила его техническими средствами покорения и преобразования природы, сделала независимым от расстояний и многих природных ограничений. Однако по причине торжества сферы человеческого разума как единственного критерия познания человека, Природы и общества скудны достижения науки в области постижения человеческой индивидуальности, развития трансцендентных начал в человеке, способных раскрыть в нём Образ Бога и поднять до уровня слияния с Вечным, Божественным, с самим Абсолютом.
Наука постепенно стала отходить от целостного познания человека и его связи с Космосом. Оковы невежества, догматизма и непонимания основных законов жизни, способных помочь человечеству в его эволюционном развитии, сковали умы многих ученых. В XIX веке наука окончательно зашла в тупик. В этот период времени наблюдается расцвет псевдонаучных идей, в том числе магии, спиритизма, шарлатанства, которые получили широкое распространение в США и Великобритании. Необходимо было срочно вывести сознание людей из узких рамок искаженной действительности на беспредельный простор космической мысли. Необходимо было вновь возвратить науку к своим изначальным истокам, к эзотерической доктрине познания мира и человека, к древним сокровенным Знаниям, зёрна которых рассеивали по миру Великие Посвященные и Мудрецы – Доверенные Иерархии Света на Планете.
Во второй половине XIX века научная сокровищница человечества в сфере познания единства и взаимосвязи человека, Природы и Космоса на основе теософии – древней божественной Мудрости пополнилась новыми знаниями благодаря научно-философским трудам нашей соотечественницы, известного теософа и философа, основательницы Всемирного Теософского общества – Елены Петровны Блаватской. Её фундаментальные труды «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида» [4; 5], не имеющие аналогов в мировой науке, содержат ключ к тайнам космической и человеческой Эволюции на основе древних сокровенных знаний, уходящих своими корнями во времена Великого Гермеса Трисмегиста и его эзотерической доктрины. Человек рассматривается как носитель духа – бессмертного начала, как часть мира, в котором заключен и выражен в потенциальном, скрытом состоянии весь Космос. Человек – великое творение Провиденциальных Сил, единая духовная субстанция, стержнем которой является влечение к Абсолюту, Богу, бесконечному нравственному Началу. Человек проходит беспредельные ступени эволюции на Земле, в мирах Тонком и Огненном и на других планетах, чтобы через сотрудничество с Силами Космическими раскрыть в себе Образ Творца, Универсума и стать Совершенным Человеком. Е. П. Блаватская внесла огромный вклад в мировую сокровищницу науки, заложив фундамент Новой прогрессивной науки как совокупности фундаментальных научных представлений познания человека и мира на основе древних сокровенных знаний.
Идеи единства, взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса, заложенные в основание Новой науки Е.П. Блаватской, помогают формированию в России во второй половине XIX века уникального философского течения, получившего название «русский космизм», которое широко развернулось и в XX веке [13]. Яркие представители этого направления Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский и другие ученые и философы на страницах своих научно-философских трудов осмысливали идею, рожденную в недрах сакральной мудрости человечества – идею тождества человека как микрокосмоса – Макрокосмосу. Утверждая эту идею, космисты писали о глубокой закономерной связи человека и человечества в целом с материально-энергетической структурой нашей планеты и с другими планетами солнечной системы.
XX век оявился поворотным пунктом для развития Новой науки и для глобальных открытий в сфере познания человека как уникального творения сил космических. В первой половине XX века через нашу соотечественницу Елену Ивановну Рерих – гениального философа, ученого, писателя, общественного деятеля из Источника Высшей Мудрости миру было дано Великое Учение – Живая Этика или Огненная Йога. Это Учение оявилось уникальным Синтезом науки, религии и философии, на основе которого человечество может познать целостную картину мира, понять сущность великих Космических Законов, осознать место человека в мире и Вселенной [1; 2].
Учение Огненной Йоги и многочисленные научно-философские труды Е.И. Рерих [1; 2; 8; 9; 10] составили мощный гносеологический стержень для развития Новой науки, в центр изучения которой поставлен человек как носитель духа и высших огней, как Венец Космоса проявленного. На основе этого мощного стержня, являющего Синтез научных, религиозных и философских знаний, построена совершенно новая концепция человека, в основание которой положены Универсальные Космические Законы Бытия. Рассмотрим некоторые методологические положения этой концепции, которые являются неотъемлемой частью Новой науки и новых подходов к исследованию человека, как такового.
Во-первых, человек рассматривается как высшая эволюционирующая форма Космической жизни. Человек не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос, а потому человек является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил [2, с. 540]. Человек – часть космической энергии, часть стихий, часть Разума, часть сознания высшей материи [1, с. 480]. Е. И. Рерих писала, что человечество находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно единство нужно понять в Космическом размахе. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности человека за каждую свою мысль, слово и действие [11, с. 96].
Во-вторых, человек, являясь отражением Макрокосмоса, посредством энергетики своего духа влияет на эволюционное творчество Вселенной. Разъясняя это положение, Е. И. Рерих в своих письмах отмечала, что «в каждом творении необходимо участие энергий человека, как носителя высших принципов Космоса» [6]. Великое назначение человека – стать Сотрудником Космической Эволюции, а для этого необходимо постоянно расширять своё сознание, повышать свой духовный и моральный уровень. Сознание есть основная энергия, психическая энергия – ее высшее качество. Именно в расширении сознания заложен путь к самосовершенствованию, к преображению человеческого существа, что является великою целью Космоса [12].
В-третьих, для понимания строения Мира и Вселенной необходимо на основе Психической энергии изучение всей синтетической сущности человека, его скрытых сил и способностей. Изучение свойств человека даст направление и расширение его сознания. Наука, постигающая синтетическую сущность человека, в центр своих исследований ставит человека, прежде всего, как носителя духа и высших огней, как Венца Космоса проявленного. В связи с этим, Е.И. Рерих утверждала, что ключ ко всей жизни, ко всему сущему в нас самих, потому так неотложно важно изучение скрытых сил и свойств человека и соответствий их с проявлениями Космоса. А для этого науке важно учесть в своих расчетах и формулах действие Психической энергии, которая пронизывает собой все сущее и особенно ярко проявляется в организме человека. Изучение психической энергий как энергии всеначальной покажет, сколько удивительных возможностей предоставлено человечеству.
Таким образом, в Учении Живая Этика и в многочисленных трудах Е.И. Рерих представлена и достаточно подробно разработана новая концепция человека на основе Знаний Универсальных Космических Законов Бытия. Согласно этой концепции человек является «высшим проявлением Космоса», ему отведено важнейшее место в творчестве и строительстве космическом.
Новые подходы к изучению человека на базе Учения Живой Этики отражаются в современных философско-педагогических исследованиях С. Р. Аблеева, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Гординой, Н.Д. Лащенко, Н. Н. Никитиной, А. А. Новикова, Л. Н. Осиповой, С.Г. Руденко, Н. Е. Самохиной, Д. А. Шарова, Е. Г. Яковлевой и др. Отмечая ценность проведенных исследований, следует сказать, что наука за последние два десятилетия практически не продвинулась фундаментальными открытиями именно в области изучения человека. Почему? Современный научный аппарат исследования человека и его функций, к сожалению, не опирается на единую синтетическую концепцию познания человека и Вселенной на базе Универсальных Законов Бытия, данных человечеству через Е.И. Рерих в Учении Живая Этика. Данная проблема является причиной застоя в развитии многих наук о человеке и отсутствия инновационного характера научных достижений.
Сроки космические наступили, когда ответы на все глобальные вызовы современности человечеству может дать наука. Для этого наука должна обратиться к изучению феномена человека, приняв за основу в своих исследованиях Синтез науки, религии и философии, который несказанно обогатит науку новыми методами и подходами к исследованию многих процессов, происходящих в макрокосмосе и Микрокосмосе как единой энергетической структуре. Наука сделает гигантский шаг вперед в своем развитии, если повернется лицом к философии космической реальности – Великому Учению Живая Этика и начнет на его основе изучать человека как носителя высших огней Бытия и Сотрудника Космической Эволюции!
Список литературы
1. Агни Йога. Беспредельность Ч. 1. / Под общ. ред. Г. И. Каган., Ю. Е. Родичева. М. Самара: Фирма "Афтоор", 1992. – 623 с.
2. Агни Йога. Мир Огненный. Т. 3. / Под общ. ред. Г. И. Каган., Ю. Е. Родичева. М. Самара: Фирма "Афтоор", 1992. – 711 с.
3. Баркова В. В. Концепт человека в философии образования эпохи просвещения // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 1 (17). С.13–18.
4. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. М.: Эксмо, 2007. – 1360 с.
5. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Том 2. Антропогенезис. М.: Амрита, 2021. – 816 с.
6. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том V (1937 г.) - М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – 384 с.
7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Изд-во МГУ, 1978. – 304 с.
8. Рерих Е. И. Избранные письма // У порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – С. 291–447.
9. Рерих Е. И. Изучение свойств человека // У порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – С. 281–290.
10. Рерих Е. И. Космологические записи // У порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – С. 233–279.
11. Рерих Е. И. Письма Елены Рерих 1929-1938: в 2 т. – Т.2. – М.: Вико, 1992. – 512 с.
12. Рерих Е. И. о сознании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://agnivesti.ru/news5241, свободный. – Загл. с экрана.
13. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс. 1993. – 368 с.
14. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Биографические очерки. М.: Феникс, 1998. – 41 с.
15. Чуковенков Ю. А. Формирование христианского человековедения. М.: Издательство МГУК, 2002. – 511 с.
Член Лиги
Штогрина Е.Н., канд.пед.наук
|