135-летию со дня рождения К.Е. Антаровой посвящается...
Лучше всего способен служить людям тот, кто не замечает тягостей суеты, потому что понял главный смысл своей жизни: нести силу Света именно в эту мирскую суету.
К. Е. Антарова
«... Неси, сестра, свой подвиг труда для счастья и блага людей до конца земной жизни...»
«Две жизни»
СИЯЮЩИЙ ПОДВИГ ЖИЗНИ К. Е. АНТАРОВОЙ
Книги не приходят случайно – они несут сокрытый для человека знак. Книга, прочитанная сердцем, раскрывает перед своим читателем удивительный мир новых мыслей, идей и свершений. Порой книга показывает новый путь и направление дальнейшей жизни, дарит обновленное мышление, несет в себе раскрытие тайн и сокровенных знаний. Человек, раскрывающий книгу и понимающий её истинное значение, ценит каждую новую строчку в прочитанном произведении, яро прилагает полученные знания в жизнь, достигает новой ступени духовного восхождения. Одной из таких книг, на работу с которой было указано в Луче Великой Матери Мира, является роман «Две жизни», написанный в грозные сороковые годы XX века Конкордией Евгеньевной Антаровой. Для членов Лиги эта книга имела величайшее значение. Внимательное и вдумчивое прочтение этого труда позволило понять всю важность и значимость его не только в судьбе Лиги «Роза Мира» и России, но и в судьбе планетной. Книга «Две жизни» явилась ярым знаком к предстоящей летом 2015 года поездке сотрудников в Италию. Она стала своего рода путеводителем или маршрутно-географической картой, четко очерчивающей путь следования по Италии для выполнения особой важности Космического Задания, определенного и доверенного Иерархией Сил Света.
13 апреля 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения Конкордии Евгеньевны Антаровой, удивительной судьбы человека, прекрасной женщины, обладавшей уникальным голосом, заслуженной артистке РСФСР, педагога и писателя.
Сохранились воспоминания людей, которые близко знали К. Е. Антарову, общались с ней и считали её своим духовным наставником и Учителем. Читая строки воспоминаний, словно окунаешься в атмосферу времени её жизни, чувствуешь биение и ритм её сердца, осознаешь всю глубину, мощь и силу этой русской женщины, которую не сломили ни тяжелая болезнь, ни вынужденный уход со сцены, на которой она блистала почти 30 лет, ни репрессии и расстрел в ГУЛАГе любимого мужа. Она стойко и мужественно проживала каждый свой «серый день», даря другим радость и надежду, вдохновляя и поддерживая, своим собственным примером показывая, как пройти по жизни, словно по натянутой струне, твердо зная, что над тобой заботливая рука Учителя, ласково направляющая именно туда, где надлежит тебе создать свой звенящий храм радости и принести его на благо Общее!
Читая строки воспоминаний об К. Е. Антаровой и анализируя их, невозможно не почувствовать, что она сама прожила словно две жизни: одну внешнюю, густо наполненную трудностями, испытаниями, радостями свершений и болью утраты, другую – незримую, яро рассвеченную Высшим Светом, наполненную гармонией и постоянным присутствием Учителя, жизнь Высокого духа, пришедшего на Землю для помощи людям в их продвижении по пути духовной эволюции в поиске Вечного Света.
Кора (Конкордия) Евгеньевна Антарова родилась в Варшаве 13 апреля 1886 года, в семье простого служащего департамента народного просвещения, в то счастливое для творческих натур время, когда занимался серебряный век русской культуры. Так пишет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии имени Джавахарлала Неру Семён Иванович Тюляев, который истинно считал себя учеником К. Е. Антаровой. Природа щедро наделила её внешней красотой и прекрасным голосом, контральто редкого обаяния. Именно голос и глубокий духовный мир определили судьбу этой удивительной женщины.
Когда Коре было одиннадцать лет, умирает её отец, а ещё через три года – мать. Так, в четырнадцать лет, будучи в шестом классе гимназии, Кора остается круглой сиротой. Решив не бросать учебу, самостоятельно зарабатывая уроками преподавания иностранных языков, которым научила её мама, Кора успешно заканчивает гимназию. Но материальные трудности, одиночество и сильные религиозные чувства, которые были присущи девочке с детства, повлияли на решение юной Коры уйти в монастырь. Пение в церковном хоре позволило ярко проявиться её природному дару – удивительному голосу. Как пишет в своих воспоминаниях ученица Антаровой Марина Стриженова, «уже тогда её голос выделялся из хора – Антарову приходили слушать специально». Всем было очевидно, что её голос – это Божье дарование. В монастыре происходит судьбоносная встреча с Иоанном Кронштадтским, который, словно предвидя истинное предназначение Антаровой, благословляет девушку на «труд в миру».
Кора уезжает учиться в Петербург, где, выдерживая большой конкурс, в 1901 году поступает на историко-филологический факультет известных Бестужевских высших женских курсов. Все студенческие годы Антаровой приходилось тяжело зарабатывать на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными. После окончания в 1904 году ей предлагают остаться при курсах на кафедре философии, обещая хорошее жалование и благополучное существование. Но она отказывается. У Коры была мечта – театр, пение: девочка с самого юного возраста играла только в театр, хотя родители её туда никогда не водили, только песни и музыка увлекали её, и теперь, повзрослев, Кора принимает твердое решение посвятить свою жизнь искусству.
Кора поступает учиться в Петербургскую консерваторию, берёт уроки пения у Ипполита Прянишникова – знаменитого русского певца, педагога и организатора и руководителя первого в России оперного товарищества. За уроки пения надо платить, и вновь Коре приходится и учиться, и тяжело работать. Постоянное переутомление, голод приводят к частым обморокам, Кора нередко оказывается в больнице. «Таково, очевидно, было происхождение тяжелой болезни, мучившей певицу всю жизнь, – бронхиальной астмы. Но любовь к музыке и театру преодолевала всё, помогала мужественно продолжать борьбу», – пишет Марина Стриженова.
В 1907 году заканчивается её учёба у И. Прянишникова; и Кора Антарова сразу же проходит прослушивание в Мариинский театр, в который из 160 претендентов она единственная была принята. Однако в Мариинском театре Петербурга Антарова проработала лишь один год. В 1908 году Кору приглашают в Большой театр, главную сцену её жизни, которой она посвятит почти 30 лет. Кора Евгеньевна переезжает в Москву, где ей сразу же поручают весь ответственный репертуар для контральто. Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя», графиня-старуха в «Пиковой даме» и многие другие оперы в её исполнении завораживают.
По свидетельствам её современников, Кора Евгеньевна «...обладала прекрасным голосом, выдающейся музыкальностью и артистическими данными» (Леонид Собинов, оперный певец), «... принадлежала к числу тех артистов-работников, которые не останавливаются на своих природных данных, но все время неустанно идут вперед по пути совершенствования» (Вячеслав Сук, дирижер). В те годы Антарова не только трудится в Большом театре, но и дает сольные камерные концерты. Европейские романсы Кора Евгеньевна исполняет в собственном переводе. Она входит в число выдающихся деятелей русской культуры: хорошо знакома с Шаляпиным и его кругом, близко дружит с Рахманиновым, поддерживает связь с членами Теософического общества, созданного ещё матерью русской теософии Еленой Петровной Блаватской.
Знаковым событием в жизни Антаровой явилась встреча с Константином Сергеевичем Станиславским. С 1917 по 1922 год он преподает актерское мастерство в музыкальной студии Большого театра, ни на минуту не забывая о главной своей цели – расширять сознание учеников, пробуждая в них духовность. Как пишет С. И. Тюляев, Антарова, обладая истинной культурой духа, сердце имела чистое и вдохновенное, благодаря чему и могла стать учеником Станиславского в подлинном смысле слова. Восхищаясь талантом великого режиссера, Кора Антарова трепетно и благоговейно вела стенографическую запись занятий своего Учителя, подготовив потом на их основе книгу, названную ею «Беседы К. С. Станиславского».
Тем временем в стране разворачивается страшное время репрессий. Она как человек «сочувствующий религии» всегда находится под наблюдением властных структур НКВД. Её горячо любимый муж арестован и расстрелян в лагерной ссылке. Антарову увольняют из театра, высылают из Москвы. Казалось бы жизнь кончена. Но от отбытия срока ссылки Кору Евгеньевну спасает её удивительный голос. Иосиф Сталин высоко ценит Антарову как талантливую певицу и, приехав в очередной раз в оперу, остался не довольным исполнением другой певицы. Кору Евгеньевну восстанавливают в театре. Однако после всего пережитого, Антарова чувствует себя всё хуже, астма прогрессирует. Голос ещё звучит в полную силу, но всё трудней играть на сцене. Кора Евгеньевна принимает решение раз и навсегда оставить театр.
Она ушла со сцены, но песнь ликующей жизни её зазвучала с новой силой. Начинается другая – вторая жизнь Коры Евгеньевны Антаровой – сокровенная, насыщенная глубокой духовностью и высшей мудростью. Всю себя без остатка она посвятила главному своему предназначению – посвятила себя служению Свету, неся в себе самой Свет Высший, Свет любви своего Учителя к страдающему человечеству Земли. Она являла собой живое воплощение добра, любви, силы и мужества, всей жизнью своей стараясь соответствовать высоте духа своего Учителя.
В мрачные годы сталинской диктатуры, годы Великой отечественной войны, в тяжелое послевоенное время Кора Евгеньевна, пройдя через страдания и унижение, через боль утраты дорогих её сердцу людей, сохранила неиссякаемую веру в лучшее будущее, доброту и радость встречи каждого нового дня, надежду на воскрешение чистых идей человечности, торжество всеобъемлющей любви. Девизом жизни её было «Любя побеждай».
Как пишет М. Стриженова, она была проста в обращении, необычайно приветлива с каждым, доброжелательна, но... все чувствовали исходившую от неё силу. Все, кто общался с этой удивительной женщиной, получали от неё помощь и поддержку самого разного рода. По свидетельству своих современников, Кора Евгеньевна одним своим присутствием как бы поднимала людей вверх, а иногда просто давала возможность тем, кто дошел до отчаяния, вновь обрести силу жить, и жить полным сердцем. Своим личным примером она вдохновляла и возрождала к жизни, пробуждая силы человека пройти смело и вдохновенно свой день. Сама она говорила так: «При встрече даже с низким человеком всегда думай – «Господом твоим». Найди в нем зерно лучшего и окруженного кольцом огненной светлой мысли. Помни, что, когда подаешь ему руку, между вашими ладонями лежит рука Учителя. Так поможешь подняться ему выше (любя побеждай)».
Вокруг Антаровой образовывается круг единомышленников, людей, жаждущих познания сокровенных истин, смысла существования человека на Земле и его духовных задач. Это, к примеру, Ольга Цубербиллер – выдающийся ученый-математик, педагог, воспитавший не одно поколение ученых, а также величайший русский артист Василий Качалов. Она становится истинным Учителем для каждого подошедшего к ней, терпеливым и мудрым наставником, помогающим по-новому понять глубочайший смысл самого существования на Земле, так определявшим цель жизни человека на Земле: «...закалиться и расти на препятствиях, расти для жизни и труда Учителя через вас». Сохранились записи К. Е. Антаровой, в которых передаются наставления ученикам, «людям круга». Среди них лейтмотивом проходит мысль о том, что «жизнь вечна, что каждый носит зерно Её в себе, что «день» человека есть мгновение Вечности, что «день» есть служение светлому человечеству», потому надлежит «постоянная работа над собой в сохранении чистоты, мира, радости и гармонии внутри себя, чтобы помогать своему Отечеству выйти на великое место носителей мира и света».
Но главным трудом её творческой духовной жизни становится роман «Две жизни». Каждый, прочитавший эту необычную книгу, может воздать должное силе духа К. Е. Антаровой, нашедшей в себе мужество, несмотря на всю трагичность личной судьбы в условиях бесчеловечной тирании, сохранить чистоту чувств радости бытия, – напишет М. Стриженова. Великий Учитель, по словам С. И. Тюляева, так скажет про книгу: «Это знамя её жизни». Добавим – это миссия жизненного Высокого пути Антаровой – миссия, которая ею достойно выполнена! Это подвиг во имя возрождения страдающего человечества!
Можно смело утверждать, что, только имея Высокое Водительство, человеку под силу в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны, в годы свершения грозного Армагедона, в краткие сроки создать удивительное произведение, наполненное надеждой, радостью и любовью.
Пронесется очищающим вихрем война, перевернув сознание миллионов человек. Тяжелое испытание страданием очистит душу русского народа и омытая слезами горя и страдания, душа возжаждет духовного возрождения, возжаждет новой жизни, насыщенной радостью строительства нового мира. Миссия Антаровой сложна – в простой увлекательной форме повествования романа изложить Великие истины Бытия для расширения сознания человека, идущего по пути духовной эволюции. Но ей помогает Учитель. В совместном творческом их труде рождается роман, в котором заложены основы философско-эзотерического знания Востока, привнесенного ещё Е. П. Блаватской в Учении Тайная Доктрина и Е. И. Рерих в Учении Живая Этика. Это роман-иллюстрация применения к жизни обычного человека на примере судеб героев романа Великих Космических законов Бытия: закона Кармы, закона Иерархии, закона Любви и др. Читая книгу «Две жизни», понимаешь, что это яркая живая иллюстрация, которая так необходима человеку для осознания реальности существования Великих Владык, их неустанного труда на благо и процветание человечества, реальности суровой борьбы Сил светлой направленности с адептами тёмной ложи за каждого человека, попавшего под их влияние. Роман наглядно показывает, как самоотверженно и яро помогают Великие Учителя, Владыки Шамбалы людям. Сами герои романа являются прототипами духовных Учителей Востока (Махатм) и их учеников. Среди Великих Учителей в книге мы узнаем: Владыку Эль-Мория (учитель Али), Владыку Кут-Хуми (сэр Ут-Уоми), Владыку Иллариона (доктор И.), Владыку Павла Венецианца (Флорентиец), графа Сен-Жермена (Санжер), Парамаханса Йогананду (Ананда). Среди их учеников: Елену Петровну Блаватскую (Наталья Андреева), Анни Безант (леди Бердран), Генри Олькотта (Ольденкот), Сергея Рахманинова (Аннинов), Константина Станиславского (Игорь Бронский), Франциска Ассизского (Франциск), Алису Бейли (дочь пастора Алиса).
Книга помогает найти ответы на вопросы, которые так сильно волновали людей в то время и продолжают оставаться актуальными в наши дни: вопросы о смысле жизни человека на Земле, о путях духовного восхождения, о тех качествах духа человека, обладая которыми можно созвучать лучам Великих Владык и достойно пройти свой путь духовного совершенствования. Книга поднимает важные темы для размышления и осмысления: вопросы истинной любви, любви мужчины и женщины, любви матери и ребёнка, любви человека к творчеству, искусству, к Мирозданию, к Великой Матери Мира, вопросы жизни и смерти, вопросы пути ученика к своему Учителю.
Роман «Две жизни» - это своеобразный мостик, пройдя по которому (прочитав роман сердцем до конца), человек двинется дальше по пути духовного совершенствования, сможет глубже понять для себя первоисточник эзотерической духовной мудрости, данный в Учениях Тайная Доктрина и Живая Этика. Этот роман как Рука Высшей Помощи человечеству для облегчения восприятия, осознания и применения в жизни основных Космических законов Бытия, для осознания глубинной духовной стороны земной жизни каждым человеком.
Книга изначально не предназначалась для печати. Рукопись романа «Две жизни» многие годы хранилась в Москве у Елены Федоровны Тер-Арутюновой, считающей К. Е. Антарову своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть труд своего учителя опубликованным. Роман впервые был издан в 1993 году.
Конкордия Евгеньевна Антарова умерла 6 февраля 1959 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Перед своей кончиной она отправила послание своему ученику С. И. Тюляеву: «Сейчас мне очень плохо, и спасает меня, как всегда, Ольга Николаевна (Цубербиллер). Быть может, на Земле не увидимся. Но никогда не говорю: «Не могу», а всегда твержу: «Превозмогу». Никогда не думаю: «Не знаю», но твержу – «Дойду». Любовь всегда хороша. Но Вам помнить надо, что Матерь Жизни лучше нас всё знает. Прошлого нет, будущее неизвестно, а жизнь – это летящее «сейчас». И человек-творец – это и есть тот, кто живет свое «сейчас» (05.01.1959 г.).
Эти слова позволяют увидеть истинное величие духа Конкордии Евгеньевны Антаровой, её духовную мощь, несгибаемую силу и мужество.
В наступившую эпоху Матери Мира как никогда актуально сердцем прожить мудрые заветы и наставления книги «Две жизни», чтобы понять, что Храм почитания Великой Матери созидается руками человеческими на Земле, но вход в него указан только через сердце, наполненное любовью, добротой, миром, спокойствием и звенящей радостью.
В год 135-летия со дня рождения Конкордии Евгеньевны Антаровой сердцем проживем вместе с ней удивительное время текущего «сейчас», почтим памятью этого великого человеко-духа, посланного на Землю в тяжелое для России и всей Планеты время для посева добрых зерен надежды и радости.
Член Лиги
Логинова Ксения Юрьевна,
кандидат юридических наук, доцент ВАК
Литература:
1. Две жизни : в 4 т. – М.: Сиренъ према, 2015.
2. Из записок К. Е. Антаровой // Две жизни. Ч. III (2). С. 503-538.
3. Из воспоминаний. С. И. Тюляев // Две жизни Ч. III (2). С. 495-499.
4. К. Е. Антарова. Краткий биографический очерк. // Две жизни. Ч. III (2). С. 488-495.
|