Главная » Статьи » летописи » 2020

Эзотерическая парадигма образования – ответ на новые вызовы времени

Эзотерическая парадигма образования – ответ на новые вызовы времени

     Человечество живет в эпоху глобальных перемен судьбоносного характера, которые происходят практически во всех сферах жизнедеятельности общества и охватывают все страны и народы нашей Планеты.  Масштабы и значимость этих перемен уже сегодня не имеют аналогов в мировой истории, ориентируя людей решать важнейшие проблемы современности, называемые в научной литературе вызовами времени. Выступая на форуме Общероссийского народного фронта, президент нашей страны В. В. Путин заявил, что граждане России «должны достойно ответить на все судьбоносные, исторические вызовы времени». Вместе с тем, события, происходящие в мире и в России (глобальная пандемия коронавируса, кризис в экономике, снижение уровня жизни и благосостояния населения и др.) свидетельствуют о том, что правильно ответить на все вызовы, которые ставит перед нами время, никому пока не удается: ни президенту России, который старается улучшить ситуацию в стране, ни правительству, ни современной науке, ни даже церкви. Возникает вопрос: почему никто не может достойно ответить на глобальные вызовы современности? В чем же тогда причина и как дальше жить в эпоху стремительных перемен? А причина кроется не на поверхности, а гораздо глубже, чем мы думаем.
     
Многочисленные проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по своей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Сознание человека есть единственное мерило прогресса и регулятор благосостояния жизни народов Земли. От того, насколько расширено будет сознание человека и как он воспринимает окружающий мир, как относится к различным процессам и явлениям жизни, зависит его духовное совершенствование и движение в эволюцию. Только расширение сознания народа и, в первую очередь, сознания молодого поколения – будущих созидателей новой жизни позволит достойно ответить на все вызовы современности.
   
С чего необходимо начать? А начать должно с обращения к истокам науки, которые были заложены Великими посвященными в основание эзотерической доктрины. Основоположником древнейших эзотерических знаний считается Гермес Меркурий Трисмегист, живший во втором–третьем тысячелетии до нашей эры. Он оставил более 30 тысяч рукописных работ по всем сферам человеческих знаний. Считается, что эзотерическая доктрина была передана человечеству группой людей – Посланников Высших Сил, и эти знания дошли до нас через Гермеса. Французский писатель, философ Эдуард Шюре в своем труде «Великие Посвященные», ссылаясь на слова современного ему герметического писания (1882 г.), отмечает: «Эзотерическая доктрина не только научна, не только философски обоснована, моральна и религиозна, но она сама наука, сама философия, сама мораль и сама религия, по отношению к которой все остальные – лишь подготовления, выражения частичные или ошибочные, смотря по тому, приближаются они к ней, или же удаляются от нее». Эта философская мысль подтверждает идею о том, что эзотерическая доктрина как синтез научных, религиозных и философских знаний дала мощный импульс становлению и развитию многочисленных наук, в том числе и педагогической науке.
     
Эзотерическая доктрина явилась основанием для формирования эзотерической парадигмы образования, которая, возникнув раньше всех остальных образовательных парадигм, была известна еще древним цивилизациям Египта, Вавилона, Индии, Америки. Она дала мощный импульс развитию учения Пифагора, концепции пансофического образования Я. А. Коменского, системы эзотерической педагогики Р. Штейнера. В дальнейшем эзотерическая парадигма образования нашла свое отражение в трудах педагогов-классиков К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, К. Н. Вентцеля, В. П. Вахтерова, М.  Монтессори, Ш. А. Амонашвили и др., в научно-философских трудах ученых-космистов В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих и др.
     
Глобальные мировые события и связанные с ними вызовы современности неукоснительно требуют немедленного обращения к эзотерической парадигме образования, так как наступили космические сроки человечеству ответить на эти вызовы и идти в ногу с Эволюцией, с ритмом новой, преображенной энергиями космическими, жизни. Эзотерическая парадигма образования способна возвратить человечество к истокам древних знаний. Краеугольным камнем этой парадигмы являются знания о целостности и взаимосвязи мира, единства человека, природы и Космоса, знания универсальных законов Бытия (Закон Иерархии, Закон Любви, Закон свободной воли, Закон причинно-следственных связей и др.), которые отражены во многих мировых религиях и философских системах. Наступило время науке расширить поле своих исследований и признать иную точку зрения – космическую, на основе которой зиждутся процессы познания человеком себя как части Космоса, как уникального творения Мироздания, осознание себя гражданином Вселенной. Современное сознание настолько адаптировалось к мысли о том, что методологической основой наук является материалистическая диалектика, что может показаться абсурдным иное понимание и иные взгляды на изучение этой проблемы. А между тем в мировой педагогической науке и практике существуют альтернативные подходы к проблемам воспитания человека с позиции идей коэволюции и Универсальных Законов Бытия, данных человечеству через Е. И. Рерих в Учении Живая Этика и Д. Андреева в Учении Роза Мира.
     Человек в педагогике, основанной на Учении Живая Этика, рассматривается как проявление духоматерии, как часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи, как высшее проявление Космоса. «Истинно, он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной (Беспредельность, ч. 1, 25). Согласно Учению Живая Этика и Учению Роза Мира в основе эзотерической парадигмы образования лежит воспитание целостного гармоничного человека с учетом его трехкомпонентной структуры – дух, душа, тело. Проблема современного образования в том, что из воспитательного контекста изъято понятие «дух», которое обозначает божественную сущность человека, его Высшее бессмертное «Я». Исходя из этого, все усилия педагогов направлены не на воспитание внутреннего духовного потенциала человека, изначально заложенного в него Богом-Творцом, а на развитие физических способностей и воспитание качеств души, которая смертна и дается человеку на одно воплощение. Время пришло современной педагогической науке взять за основу эзотерическую парадигму образования и признать воспитание целостного человека с опорой на его иерархическую структуру – дух, душа, тело, признать в человеке подобие Бога на Земле. Требование Эволюции – воспитать истинных героев духа и сотрудников Космической Эволюции!
     
В контексте эзотерической парадигмы образования и новых вызовов современности перспективными направлениями в педагогической науке XXI века являются новая педагогика (В. П. Вахтеров), космическая педагогика (К. Н. Вентцель и др.), трансцендентальная педагогика (Ю. П. Азаров, Л. Н. Азарова), идеи которых актуальны в современном образовании и отвечают новым вызовам современности. Эти идеи раскрывают суть единства, взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества, Природы и Космоса и ориентируют педагогическую науку признать человека частью Космоса, частью Божественного Разума и на этой основе формировать у подрастающего поколения целостную картину Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия, истинных знаний о человеке, о смысле его жизни и тождественности человека с Космосом. Современной педагогике нужно принять опыт этих перспективных направлений, который соприкасается с областью становления «Универсального, Божественного в человеке», развития в нем трансцендентных начал на основе общечеловеческих нравственных ценностей, синтеза наук, культур и искусств. Только тогда современное образование сможет ответить на новые вызовы времени и идти  в ногу с Эволюцией.
     
Время пришло науке и религии вывести человечество на новый уровень – трансцендентный – на уровень слияния с Богом, на уровень постижения божественного. Для этого наука должна вернуться к своим истокам, к той эзотерической доктрине, от которой она получила мощный импульс к своему развитию. Помнит ли об этом наша современная наука? Обращается ли она сейчас к истокам своего развития? Руководствуются ли ученые нашего времени в своей деятельности древними эзотерическими знаниями, чтобы связать в одно единое целое науку, религию и философию? Ответ мы находим в философских трудах Э. Шюре, который справедливо отмечает: «Наука и религия, эти исконные охранительницы цивилизации, обе потеряли свой величайший магический дар – дар воспитывать души человеческие… Храмы Индии и Египта произвели самых великих мудрецов земли. Храмы Греции создали героев и поэтов… Ныне же ни церковь, закованная в своем догмате, ни наука, пребывающая в плену у материи, не в состоянии более создавать цельных людей. Искусство формировать души человеческие утеряно в наш век, и оно будет снова найдено не ранее, чем наука и религия, переплавленные в живую силу, сообща начнут стремиться и работать для спасения и для блага человечества».
     
И это время великого духовного возрождения народов Земли яро наступило и бьёт во все колокола. В начале XX века через нашу великую соотечественницу Е. И. Рерих человечеству было дано великое Учение Живая Этика или Огненная Йога, которое является Синтезом науки, религии и философии. Это Учение раскрывает новый этап Космической Эволюции человека и на основе Знаний Универсальных Законов Бытия помогает сформировать новое миропонимание, раскрывающее смысл нашей жизни на Земле. К великому сожалению, ни современная наука, ни религия, а точнее церковь, не принимают Синтез Высших Знаний! Наука и церковь из-за страха потерять свою власть над сознанием народа отринули сознательно спасительный для человечества Синтез, данный в Великом Учении. Итогом такого неоправданного забвения является то, что наука и религия, ставшие, по словам Э. Шюре, «двумя враждебными силами», не могут дать человечеству правильные ответы на все важные вызовы нового времени. Д. Л.  Андреев в Учении Роза Мира пишет, что решать задачи становления всемирного идеального народоустройства, упразднения сущности государства и превращения государственного строя человечества в братство было доверено именно церкви. Однако церковь, погрязшая в своих догмах и отрицании истинных ценностей Бытия, не справилась с этими глобальными задачами социального преображения. Теперь наступило время Новой науки! Именно наука должна вывести человечество на путь познавания космической действительности, приблизить его к пониманию незыблемых вечных ценностей Бытия, взяв за основу которые, каждый народ сможет внести свой вклад в становление всемирного идеального народоустройства и воплотить в жизни принципы всеобщего согласия, сотрудничества, единения, взаимопонимания и братства.
   
Человечество переживает напряженное, но прекрасное время – время глобальных перемен и новых вызовов современности. И человечество их переживёт, ибо идёт в ногу с Эволюцией! Наука и религия вновь объединятся под стягом Синтеза Высших Знаний для решения великих задач Эволюции. Впереди Беспредельность! Время бьёт набатом, призывая учёных обратиться к истинным истокам науки и расширить область своих познаний до вмещения Беспредельности. Эволюция призывает действовать без промедления!

 

Члены Лиги