Труд на Общее Благо – великая общечеловеческая ценность
Ничто так, как труд, не облагораживает человека.
Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
Л.Н. Толстой
Общественно полезный труд как педагогический феномен, появившись с возникновением человеческого общества, прошел длительный путь своего развития, способствуя духовному, интеллектуальному и физическому совершенствованию человечества. Однако ценностная картина современного российского общества в контексте с пониманием значимости понятий «труд», «общественно полезный труд» претерпела существенные изменения. В результате политических процессов, произошедших в России в 90-е гг. XX столетия, произошло и переосмысление ценности труда: труд стал рассматриваться большинством россиян как деятельность, направленная на удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи [4].
Возникшая тенденция, связанная с переоценкой и переосмыслением ценности труда в постсоветское время, существенно отразилась на воспитании молодых граждан: с начала 90-х г.г. было сформировано поколение, недостаточно подготовленное к самостоятельной жизни, отдающее предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, разгульному образу жизни. Рыночные отношения в России в конце ХХ века способствовали тому, что в обществе начал доминировать человек «экономический» – производитель и потребитель, для которого труд ассоциируется не с созидательной деятельностью, наполненной идеей общего блага, а с доходами и денежным вознаграждением [6].
Аналогичная ситуация в сфере отношения к труду, по мнению многих исследователей (Л. А. Андросова, И. Г. Кондратьева, В. Н. Турченко и др.), характерна и для настоящего времени. В связи с этим, хочется в ретроспективном аспекте обратиться к эволюции содержания понятия «общественно полезный труд», чтобы увидеть новые возможности осмысления этого феномена в современном социуме.
В первобытно-общинном обществе представления людей о труде связаны с его восприятием как полезной и созидательной деятельности, обусловленной взаимопомощью, сотрудничеством и необходимостью выживания в суровых условиях окружающей среды. В эпоху Античности труд рассматривается двояко: с позиции нравственных начал и добродетелей (Гесиод, Демокрит, Сенека и др.), а также имеет значение ярко выраженный аспект разделения труда по классовой принадлежности.
В период средневекового общества наблюдается также двойственный характер представлений о труде: с одной стороны, труд воспринимается как наказание за грехи далеких предков (раннее Средневековье, V–XI в.в.); с другой стороны, труд рассматривается как позитивная ценность, воплощение религиозного служения, признак духовного и нравственного достоинства, дело служения Богу-Творцу (классическое Средневековье, XI–XV в.в.).
В России в этот период образец высокого трудолюбия и истинного служения Общему Благу показал для всех людей Земли заступник Земли Русской – Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 г.г.). С позиции русской культуры община Сергия – это обитель великих тружеников и сотрудников, где каждый понимал значение труда не для себя, но для Общего Блага. Е. И. Рерих в книге «Преподобный Сергий Радонежский» пишет: «Труд в его учении играл огромную, первенствующую роль и ставился им как условие и средство духовного достижения. Сердцем он прозревал, что труд во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего преображается в качестве своем. Так труд был возведен им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствования» [10]. Сказанное подтверждает мысль о том, что в русской культуре труд на общее благо рассматривался как добродетель, как достойное человека деяние.
Эпоху Возрождения отличает наполнение содержания общественно полезного труда нравственными добродетелями долга и ответственности, которые под воздействием идеологии гуманизма побуждают человека добросовестно служить Божественному Началу и обществу. В этом контексте позитивное значение приобретают такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, творческая активность, честность, добросовестность, регулирующие поведение человека в его стремлении трудиться с пользою для других. Нравственным идеалом становится человек, приближающийся к Высшему через созидательный труд, имеющий пользу для коллектива людей и человечества в целом (Т. Мор, Т. Кампанелла). Таким образом, в Эпоху Возрождения общественно полезный труд рассматривается как внутренне мотивированная к служению Богу и людям деятельность, в которой человек может найти смысл жизни и реализовать свои уникальные творческие возможности через проявление морального долга, трудолюбия, ответственности, заботливости, честности.
В период Эпохи Просвещения появляются предпосылки для формирования научного подхода к феномену общественно полезного труда как процессу и деятельности. Первая научная теория о труде, разрабатываемая в трудах М. Н. Вернадской, В. И. Ленина, К. Маркса, А. Смита, Ф. Энгельса и др., позволила раскрыть содержательную сторону труда как целесообразной деятельности по созданию различных благ и услуг. Научное обоснование принципа альтруизма О. Контом, выраженного в формуле «жить для других», способствовало пониманию бескорыстного характера труда, определяемого внутренними нравственными побуждениями человека в его служении благу других людей.
Отечественные философы XIX – начала XX вв. (С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Н. Ф. Федоров и др.) изучают сущностные аспекты труда в неразрывном единстве с общечеловеческими ценностями добра, гуманизма, милосердия, соборности, любви, позволяющими понять высокий нравственный смысл труда как основы человеческой жизни, выражения духовности и внутренней красоты, мощного рычага прогресса человеческого общества и цивилизации.
Содержание понятия «общественно полезный труд» привлекало внимание классиков отечественной педагогики Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского и др. В педагогической системе К. Д. Ушинского (1824–1871 г.г.), общественно полезный труд характеризуется как цель и смысл человеческой жизни, основное средство духовно-нравственного совершенствования каждого человека, важное условие реализации его творческих способностей [9]. С позиции Н. Ф. Бунакова (1837–1904 г.г.) любой труд, имеющий целью создание духовных или материальных благ для других людей, достоин высокого уважения и почитания [2]. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого (1828–1910 г.г.) на проблему общественно полезного труда были связаны с необходимостью приучения молодых сограждан к труду в условиях родной природы [8].
Свершение в России Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года явилось основой нового переломного отношения людей к труду как важной сферы жизнедеятельности. Первый советский Кодекс законов о труде, принятый в конце 1918 г., устанавливал положение об обязательной трудовой повинности населения страны, допуская все виды и формы труда при соблюдении лишь одного условия – труд должен быть общественно полезным. Период развития советского общества (1917–1991 г.г.) характеризуется такими содержательными характеристиками труда, как: высокое сознание общественного и морального долга, доминирование общественных интересов над личными, утверждение принципа добросовестности в общественно полезном труде, понимание необходимости трудиться с пользою для коллектива по внутренней потребности и др.
Советская общеобразовательная школа получила название единой трудовой школы. И это отражало её поистине политехническую направленность, когда главной задачей школы являлась подготовка учащихся к общественно полезному труду в интересах государства и общества. Классики отечественной педагогики советского периода В. П. Вахтеров, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. внесли значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов общественно полезного труда и трудового воспитания молодежи в целом.
По мнению Н. К. Крупской (1869–1939 г.г.), в общественно полезный труд нужно вовлекать как можно большее количество учащихся, поскольку он является могучим средством воспитания трудолюбия, коллективизма, творческой инициативы, морального долга, ответственного отношения к порученному делу [3]. Ведущей идеей в педагогической системе А.С. Макаренко (1888–1939 г.г.) является идея воспитания человека-труженика, человека-творца, умеющего трудиться с радостью на благо общества, коллектива [5]. В. А. Сухомлинский (1918–1970 г.г.) в своем педагогическом наследии утверждал, что труд на общее благо становится великим воспитателем, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает красоту в окружающем мире, пробуждает в человеке великое чувство созидателя всех жизненных благ [7].
В современном обществе общественно полезный труд обусловлен такими понятиями как «добровольность», «свобода», «выбор», которые нормативно закреплены на конституционном уровне. Каждый человек по своему усмотрению имеет право свободного выбора той сферы общественно полезного труда, которая позволяла бы ему реализовать свой потенциал и удовлетворить самые разнообразные потребности. Исходя из этого, общественно полезный труд представляет собой добровольную, преобразовательную, созидательную деятельность людей, включающую мотивы долга и ответственности, осуществление заботы об окружающей среде, положительное отношение к труду других людей.
Наступившая эпоха – эпоха Высшего Света явит человечеству мира Земли новое понимание труда, когда он из общественно полезного должен вырасти в сознании людей до Труда на Общее Благо и быть принятым как великая общечеловеческая ценность. Именно осознание великих возможностей Труда на Общее Благо поможет человечеству войти в Луч Гармонии и больше уже никогда не понижаться в фазах своего духовного развития, а восходить в сотворчестве с Великой Иерархией Света по лестнице Духовной Эволюции. Именно об этом писала К. Е. Антарова в книге «Две жизни»: «Поняв, что без труда на общее благо жить нельзя, человек выбрасывает волны новых для него вибраций примиренности… Тогда он приходит к вратам луча гармонии, где его встречают светлые братья-духи…Однажды побыв здесь, человек уже никогда более не может вернуться к духовной суете…» [1].
Пусть в Новой эпохе человечество дойдет до понимания Труда на Общее Благо как Высшей Радости Служения Великой Иерархии Света, миру, людям, ибо в Лучах этой радости жизнь каждого человека преобразится Светом Высшей Гармонии, Светом Красоты, Светом Высших возможностей!
*****
Лишь труд на Благо Общее бесценен,
Он есть сокровище Божественных Миров,
Труд вдохновляет, устремляет к Свету на Планете,
Трудом обогащаем Чашу Огненных Даров!
Трудом Творца заложены великие ступени
На многие эоны лет вперед.
И только через труд мы открываем к знанью духа двери.
Лишь труд, как путеводная звезда, нас к цели огненной ведет!
О человек, трудись, преображая
Планету эту в чудный сад цветов.
В тебе заложена вся сила огневая
В труде постигнешь тайну Высших Солнечных Миров!
Труд есть молитва огненная к Богу.
Когда в труде объединяемся во имя Красоты,
Мы приближаемся к Священному Чертогу,
Чтобы познать всю силу истинной Любви.
Нам труд как дар Божественный ниспослан на Планету,
Руками и ногами человеческими путь земной пройти.
Не для себя, для Блага Общего трудиться будем!
Тогда и лишь тогда сумеем счастье истинное обрести!
Литература
- Антарова, К. Е. Две жизни. Ч.3. Книга вторая. М.: «Сиринь према», 2015. 542 с.
- Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-тво АПН РСФСР, 1953. 412 с.
- Крупская, Н. К. Методика общественно полезной работы. Соч., т.З. М.: АПН СССР, 1959. С. 354–358.
- Магун, В.С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 47–62.
- Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т.6. / Сост. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1985. 384 с.
- Саакян, А. К. Ценность труда и мотивация труда в переходной экономике: препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 5–18.
- Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1989. 288 с.
- Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
- Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2002. 235 с.
- Яровская, Н. Преподобный Сергий Радонежский / Сост. Е. И. Рерих. Рига: Латвийское общество Рериха, 1990. 128 с.
Сотрудник Лиги «Роза Мира»
Штогрина Екатерина Николаевна |