Главная » Статьи » летописи » 2010

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 
     Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи. Важным направлением в системе предупреждения детской и подростковой преступности становится организация комплексной профилактической работы, которая принимает яркую воспитательную направлен­ность. Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др. Целесообразно полагать, что ключевым стержнем в разрешении проблемы сокращений преступности среди молодёжи является процесс изучения причин и источников, которые лежат в основе преступных деяний. Практический опыт свидетельствует, что одной из основных причин правонарушений несовершеннолетних оказываются недостатки в их духовно-нравственном воспитании. А отсюда вытекает убеждение в необходимости повышения космокультурного уровня молодых правонарушителей, в развитии и совершенствовании мотивационно-ценностной, художественно-эстетической, познавательной и коммуникативной сфер, характеризующих трудовую и творческую активность личности.
     В настоящее время особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.
     Однако современная практика показывает обратное: значительная часть несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не получая необходимой реабилитационной помощи в этих учреждениях, совершает повторные, зачастую более серьезные правонарушения.
     В связи с этим встаёт вопрос о совершенствовании системы воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Возникает педагогическая проблема: какой должна стать социально-педагогическая система перевоспитания молодого правонарушителя, чтобы она способствовала формированию личности с твёрдыми моральными убеждениями и здоровыми жизненными ориентирами?
     Попробуем вникнуть в суть проблемы и рассмотреть её главные содержательные линии.
     Зная о великом значении воспитания, работу с несовершеннолетними правонарушителями необходимо начать с врачевания души каждого подростка. Основоположник гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили утверждал, что воспитание есть питание духовной оси человека всем возвышенным и утонченным.
     Анализ психолого-педагогической, правовой и юридической литературы показывает, что в настоящее время специальные учебно-воспитательные учреждения остро нуждаются в совершенствовании научно-методического и информационного обеспечения своей деятельности. Это, прежде всего, касается разработки и внедрения дифференцированных по срокам реализации программ реабилитации несовершеннолетних. Какая воспитательно-образовательная программа должна лечь в основу деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений?
     На мой взгляд, существующая образовательная программа для несовершеннолетних правонарушителей должна быть кардинально пересмотрена и перестроена для человека – Творца, служителя Общего Блага.
     В наступившую Новую Эпоху возникает необходимость одухотворить содержание реабилитационных программ Синтезом Знаний Универсальных Космических Законов Бытия, данных в Великих Учениях Живая Этика (Е.И. Рерих) и Роза Мира (Д. Андреев), которые заполнят в сознании несовершеннолетних правонарушителей образовавшийся вакуум бездуховности и наполнят его истинными знаниями о человеке, о смысле его жизни, его целостном, неразрывном единстве с окружающим миром, о его тождественности с Космосом. И это насущно важно. Специалисты-практики, работающие с подростками в этой сфере, всё чаще приходят к выводу, что причинами подростковой преступности является невозможность понять ими происходящее в окружающем их мире. Зачастую ребята не могут найти объяснения своим поступкам.
     Таким образом, когда в сознание перевоспитуемых внедрится идея о единстве человека и Космоса, о великих потенциальных возможностях человека как творца своей судьбы и судьбы мира, о силе человеческой мысли и её значении в построении Доброго и Прекрасного Мира Земли, об ответственности человека за сохранение всего живого на Планете и в Космосе, тогда создастся и благоприятная почва для формирования у подростков здорового внутреннего микроклимата, а мотив в совершении правонарушений просто отпадёт.
     Великий русский педагог К.Н. Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим сознанием, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".
     Это первая содержательная линия процесса совершенствования системы профилактической работы с молодыми правонарушителями.
     Рассмотрим следующее содержательное направление в этой области.
     Это направление по своему содержанию будет способствовать повышению нравственно-этической культуры несовершеннолетних правонарушителей через их включение в разные формы социально-культурного творчества. Приобщение к миру Красоты, Прекрасного, к миру искусства хранит в себе богатейшие возможности для духовно-нравственного развития, расширения общего и художественного кругозора, формирования эстетического отношения к действительности. Нравственный потенциал, заключённый в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни. Поэтому так важно общение несовершеннолетнего правонарушителя с различными видами искусства, участие в культурно-просветительской деятельности (посещение театров, музеев, выставок народного творчества). Всё это только разовьёт в подростке его эстетический вкус, заполнит время творческим трудом. А отсюда утвердиться в сознании мысль о труде на Общее Благо.
     Третье содержательное направление касается решения проблемы обеспечения специальных учебно-воспитательных учреждений квалифицированными кадрами. На мой взгляд, это должны быть педагоги-воспитатели, которым доверено великое право быть врачевателями человеческих душ. «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам молодёжи, открытые ко всему новому учителя, явятся ключевой особенностью современной школы». О таких учителях говорит президент РФ Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Это положение касается для учителей школ всех видов и типов. Считаю, что государство должно оказать содействие по воспитанию подобных профессионалов.
     Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что совершенствование системы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями по указанным содержательным направлениям, несомненно, создаст благоприятные условия для раскрытия их творческой индивидуальности, будет способствовать успешной социальной адаптации подростков этой категории.

Сотрудник Лиги Штогрина Е.Н