СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим
обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений
среди молодежи. Важным направлением в системе предупреждения детской и
подростковой преступности становится организация комплексной
профилактической работы, которая принимает яркую воспитательную
направленность. Изучением проблемы профилактики правонарушений
несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева
С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и
др. Целесообразно полагать, что ключевым стержнем в разрешении проблемы
сокращений преступности среди молодёжи является процесс изучения причин и
источников, которые лежат в основе преступных деяний. Практический опыт
свидетельствует, что одной из основных причин правонарушений
несовершеннолетних оказываются недостатки в их духовно-нравственном
воспитании. А отсюда вытекает убеждение в необходимости повышения
космокультурного уровня молодых правонарушителей, в развитии и
совершенствовании мотивационно-ценностной, художественно-эстетической,
познавательной и коммуникативной сфер, характеризующих трудовую и
творческую активность личности. В настоящее время особая роль в
преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних
отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и
открытого типа. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение
является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним
правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими
повторных правонарушений. Однако современная практика показывает
обратное: значительная часть несовершеннолетних, совершивших
общественно опасные деяния, не получая необходимой реабилитационной
помощи в этих учреждениях, совершает повторные, зачастую более серьезные
правонарушения. В связи с этим встаёт вопрос о
совершенствовании системы воспитательной и профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями в специальных
учебно-воспитательных учреждениях. Возникает педагогическая проблема:
какой должна стать социально-педагогическая система перевоспитания
молодого правонарушителя, чтобы она способствовала формированию личности
с твёрдыми моральными убеждениями и здоровыми жизненными ориентирами? Попробуем вникнуть в суть проблемы и рассмотреть её главные содержательные линии.
Зная о великом значении воспитания, работу с несовершеннолетними
правонарушителями необходимо начать с врачевания души каждого подростка.
Основоположник гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили утверждал, что
воспитание есть питание духовной оси человека всем возвышенным и
утонченным. Анализ психолого-педагогической, правовой и
юридической литературы показывает, что в настоящее время специальные
учебно-воспитательные учреждения остро нуждаются в совершенствовании
научно-методического и информационного обеспечения своей деятельности.
Это, прежде всего, касается разработки и внедрения дифференцированных по
срокам реализации программ реабилитации несовершеннолетних. Какая
воспитательно-образовательная программа должна лечь в основу
деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений? На
мой взгляд, существующая образовательная программа для
несовершеннолетних правонарушителей должна быть кардинально пересмотрена
и перестроена для человека – Творца, служителя Общего Блага. В
наступившую Новую Эпоху возникает необходимость одухотворить содержание
реабилитационных программ Синтезом Знаний Универсальных Космических
Законов Бытия, данных в Великих Учениях Живая Этика (Е.И. Рерих) и Роза
Мира (Д. Андреев), которые заполнят в сознании несовершеннолетних
правонарушителей образовавшийся вакуум бездуховности и наполнят его
истинными знаниями о человеке, о смысле его жизни, его целостном,
неразрывном единстве с окружающим миром, о его тождественности с
Космосом. И это насущно важно. Специалисты-практики, работающие с
подростками в этой сфере, всё чаще приходят к выводу, что причинами
подростковой преступности является невозможность понять ими происходящее
в окружающем их мире. Зачастую ребята не могут найти объяснения своим
поступкам. Таким образом, когда в сознание перевоспитуемых
внедрится идея о единстве человека и Космоса, о великих потенциальных
возможностях человека как творца своей судьбы и судьбы мира, о силе
человеческой мысли и её значении в построении Доброго и Прекрасного Мира
Земли, об ответственности человека за сохранение всего живого на
Планете и в Космосе, тогда создастся и благоприятная почва для
формирования у подростков здорового внутреннего микроклимата, а мотив в
совершении правонарушений просто отпадёт. Великий русский
педагог К.Н. Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим
сознанием, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое,
порочное, преступное тому, - пишет Вентцель, - кто слился всецело и
безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и
обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу,
Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как
составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и
мотивы для совершения зла". Это первая содержательная линия процесса совершенствования системы профилактической работы с молодыми правонарушителями. Рассмотрим следующее содержательное направление в этой области.
Это направление по своему содержанию будет способствовать повышению
нравственно-этической культуры несовершеннолетних правонарушителей через
их включение в разные формы социально-культурного творчества.
Приобщение к миру Красоты, Прекрасного, к миру искусства хранит в себе
богатейшие возможности для духовно-нравственного развития, расширения
общего и художественного кругозора, формирования эстетического отношения
к действительности. Нравственный потенциал, заключённый в произведениях
искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Поэтому так важно общение несовершеннолетнего правонарушителя с
различными видами искусства, участие в культурно-просветительской
деятельности (посещение театров, музеев, выставок народного творчества).
Всё это только разовьёт в подростке его эстетический вкус, заполнит
время творческим трудом. А отсюда утвердиться в сознании мысль о труде
на Общее Благо. Третье содержательное направление касается
решения проблемы обеспечения специальных учебно-воспитательных
учреждений квалифицированными кадрами. На мой взгляд, это должны быть
педагоги-воспитатели, которым доверено великое право быть врачевателями
человеческих душ. «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам
молодёжи, открытые ко всему новому учителя, явятся ключевой особенностью
современной школы». О таких учителях говорит президент РФ Д.А.Медведев в
национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Это
положение касается для учителей школ всех видов и типов. Считаю, что
государство должно оказать содействие по воспитанию подобных
профессионалов. Таким образом, подводя итог всему
вышесказанному, следует отметить, что совершенствование системы
профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями по
указанным содержательным направлениям, несомненно, создаст благоприятные
условия для раскрытия их творческой индивидуальности, будет
способствовать успешной социальной адаптации подростков этой категории.
Сотрудник Лиги Штогрина Е.Н |