Культура превыше всего!
Вот и долгожданное открытие! Драматический театр 15.10.2010 года
торжественно распахнул свои двери нетерпеливому зрителю! Великолепие
убранства, запах свежей краски, чистота, блеск и сверкание огней
завораживает! В душе ликование и восторг! Наконец-то столь долгое
ожидание не оказалось напрасным! Театр получил новый облик – красивый,
торжественный, величественный, строгий, блистающий! Восхищению красотой и
великолепием от увиденного не было предела! Театр благоухал сиянием
новизны и богатством убранства! Зрители с нетерпением проходили в
театральный зал, предвкушая увидеть со сцены театра премьеру -
спектакль «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова в постановке
нового главного режиссера театра Петра Шерешевского. На официальном
сайте Новокузнецкого драматического театра в канун премьеры можно было
прочесть такие строки о готовящемся премьерном показе пьесы: «Пьеса
«Зойкина квартира» была особенно любима Булгаковым, поскольку
создавалась им в период вдохновенного творческого подъема и внимания к
автору театральной элиты того времени. Она была написана в 1925 году, в
1926 году с триумфом поставлена в Театре им. Вахтангова, в 1930
запрещена вместе со всеми остальными произведениями М. Булгакова…
Праздник против повседневности – такова идея будущей постановки
Новокузнецкого театра… Замысел режиссера-постановщика Петра Шерешевского
– некий ослепительный неожиданный театральный праздник…». Столь воодушевляющие слова не могли не найти отклика в сердцах истинных ценителей красоты искусства театра!
Зал был полон. Погас свет, и было слышно, как стучит сердце каждого
зрителя, ликуя и радуясь торжественности долгожданного момента.
Но с первых же действий театрального представления возникает неловкое
чувство ощущения неоправданности ожиданий. На сцене разворачивается
прошлое – столь неприглядное, грязное, грубое, пошлое, примитивное и до
боли омерзительное. Это то прошлое нашей страны, о котором стараешься
забыть, спрятать подальше на страницах истории. Прошлое, которое тяжелым
клеймом легло на Россию, прошлое, отголоски которого иногда все еще
проявляются в современной жизни. Главные герои пьесы: Зоя
Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, невыдержанная двуличная
женщина с не женским лицом, готовая пойти на все, лишь бы сохранить за
собой свою шестикомнатную квартиру, Павел Федорович Обольянинов -
наркоман, которому необходимо «лечение морфием», кузен Александр
Тарасович Аметистов, шулер и жулик, не стесняется в выражениях, курит
сигареты и пьет пиво, нюхает кокаин. Китаец Газолин и его помощник
Херувим – торговцы наркотиками, один из которых в последующем становится
убийцей… Безумство, пошлость, разврат в «Ателье мод» поражают своей
откровенностью и цинизмом. Зритель, ожидающий «ослепительный
театральный праздник» сначала просто не понимает, что происходит на
сцене. В воздухе повисает напряженное ожидание. В зале слышны
комментарии происходящего на сцене: «Кошмар какой-то… Что за мерзость…
Неужели нельзя было что-либо поприличнее поставить на премьеру… Столько
денег ушло на постановку спектакля – и для чего? Смотреть противно…
Какова идея…?». Чуть позже люди вставали и уходили из зала. После антракта многие кресла остались пустыми.
Разочарование и величайшее возмущение – вот те чувства, которыми можно
было описать все увиденное со сцены. О каком «празднике против
повседневности» говорит главная идея данного спектакля? Неужели
увиденное со сцены и есть тот ослепительный и неожиданный театральный
праздник, который обещал режиссер-постановщик Петр Шерешевский? А
со сцены демонстрируется все то, что так далеко от праздника и с чем
так неутомимо борется современное российское общество и государство.
Публичный дом (притон), в котором по ночам курят опиум, нюхают кокаин,
царит разврат, пьянство, разнузданность нравов, беспорядочность интимных
связей. Главные герои, не стесняясь, курят со сцены, пьют, ругаются,
демонстрируя полное отсутствие общей и правовой культуры. Что это –
вызов обществу? Но общество сейчас, спустя 85 лет с момента создания
пьесы, стало другим, оно не приемлет такие формы досуга и образ жизни.
Вызов государству? Но Советского государства уже тоже нет. К кому или
чему обращен этот спектакль? Драматический театр – это Сердце
Культуры города в самом высоком, истинном понимании этого слова. Театр
всегда был и должен оставаться примером и образчиком Высокого Искусства,
устремляющего каждого человека к Красоте, к чистоте помыслов и
поступков, к творчеству и созиданию Новой жизни, основой которой должны
стать высокие идеалы Нравственности, Любви, Красоты и Добра.
Любовь, Красота и Действие – высокие категории искусства, являющие собой
формулу международного языка, которым говорит весь Мир. Эта формула,
принадлежащая ныне сцене, должна войти в жизнь каждого дня,
облагораживая и возвышая Человека. Более того, сцена Драматического
театра (сцена Жизни) – это мегафон будущего. Будущее созидается
красотой, яркими красками любви, тепла, добра. Но видимо,
режиссер-постановщик видит будущее России иначе… Страшно то, что
этот спектакль не имеет ограничений по возрасту. Он позиционируется как
спектакль для всех, в том числе для детей и подростков! Но что
неокрепшее сознание ребенка почерпнет из этого спектакля, смотреть
который не могли даже взрослые. Дети, не имеющие еще твердых жизненных
позиций, морально-нравственных и духовных идеалов, какой они сделают
вывод из этого спектакля? Вывод о том, что можно пить, курить, нюхать
наркотики, вступать в беспорядочные половые связи, общаться друг с
другом, давать взятки для решения любых проблем. А какой идеал женской
красоты воспримут для себя девочки, посмотрев на образ главной героини? А
мальчики? Невозможно без боли в сердце вспоминать премьерный
показ спектакля. Горечь осталась и от значительного количества
потраченных бесцельно финансовых средств спонсоров, которые могли пойти
на более нужные цели. Горечь от неоправданного ожидания праздника. Но
больше всего удручает то, что, провозглашая национальную идею воспитания
высококультурного духовного человека Будущего, мы не только не строим
это будущее, но и своими руками создаем благодатную почву для развития
пошлости и разврата! Нельзя допустить, чтобы подобные постановки
еще хоть раз были поставлены и сыграны на сцене Драматического театра
города Новокузнецка! Зритель должен задавать тон и направление для
артистов. Зритель города Новокузнецка, мыслящий, анализирующий, жаждет
спектаклей, которые пробуждали бы светлые добрые чувства, которые
зажигали бы огни сердца, призывали и вдохновляли на подвиг во имя Любви,
Красоты, Добра и Света!
Сотрудники Лиги 18.10.2010 г.
|