КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ XXI ВЕКА
С позиции ведущей идеи начала XXI века – идеи коэволюции – человек
рассматривается как открытая целостная система, развитие его
многовариантно. Перспективной образовательной целью в XXI веке
становится развитие полноценной и разносторонней индивидуальности, одной
из основополагающих целей образовательных программ – формирование
глобального миропонимания, а ценностными основами образования являются
духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не
только гражданином своей страны, но и гражданином Мира, проявляющим
высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы.
Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу планеты и всего
человечества, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем
и найти их оптимальное решение. Сейчас многие специалисты (А.
Н. Гавриченков, Н. А. Максимова, И. М. Пушкина, И. А. Феодулова и др.)
приходят к выводу, что большинство глобальных проблем связано с
человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в окружающем
мире. Поэтому человек должен изучать Космос, чтобы понять себя, свою
роль в его развитии, свои истоки. Об этом так писал В.И.Вернадский: "Это
самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается
определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе" [3,
с. 50]. В настоящее время широко публикуются недоступные ещё
недавно по идеологическим соображениям материалы и источники. Для
широкой общественности открываются целые направления и научные
дисциплины. На мой взгляд, одним из таких перспективных направлений
является космическая педагогика. Своими корнями космическая
педагогика уходит в мощное и самобытное философское течение, которое
сформировалось в России во второй половине XIX века и получило позднее
название "русский космизм". Русский космизм есть учение о
неразрывном единстве человека и Космоса, о космической природе человека и
его безграничных возможностях в освоении Космоса. Крупнейшими
представителями русского космизма были такие философы и ученые, как Д.
Л. Андреев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, Е.И. и Н.К. Рерихи, В.С.
Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А.
Флоренский и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных
вопросов: о месте и роли человека в Космосе, о смысле человеческого
бытия, о его целях и путях их достижения, о взаимосвязи макрокосмоса и
микрокосмоса, об ответственности разума за сотворённое Богом и
преобразуемое человеком. Первый опыт использования идей
Всеединства в педагогической практике сделал Н.Ф. Федоров. Его идея
творческого преобразования мира на основе синтезированного знания науки,
религии и философии, а самое главное - идея человека нравственного,
стремящегося к Богочеловечности и способного понять свою роль и место во
Вселенной нашли определенное отражение в отечественной педагогике конца
Х I Х века. В 20-е годы ХХ века к этой же теме обращается,
будучи уже зрелым ученым и педагогом, К.Э. Циолковский. Хотя основатель
космонавтики не ставил перед собой задачи создать законченную
воспитательную систему, в его проектах космического будущего
человечества содержится программа воспитания человека, основанная на
«космической этике» или «научных основах нравственности». Он считал
важнейшей ценностью способность человека к нравственному саморазвитию и
преобразованию самого себя, поскольку он так же "безграничен в своем
развитии, как и Вселенная". По сути, Константин Эдуардович определил те
ценности, которые должны лечь в основу воспитания "человека
космического". Идеи космического воспитания получили целостное
развитие в наследии Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947). Он
создает новое, прогностично-перспективное направление – космическую
педагогику, в которой сливаются воедино индивидуальное, социальное и
космическое воспитание. Анализ философской, психолого-педагогической
литературы показал, что основными предпосылками возникновения
космической педагогики К.Н.Вентцеля явились: философия русского
космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники,
социокультурная среда к.XIX-н.XX вв., в которой работал педагог.
Проблему космического воспитания К.Н.Вентцель ставит в центр своей
педагогической философии. В одной из своих статей педагог пишет: "Вопрос
о космическом воспитании имеет необыкновенно важное значение и в жизни
отдельной индивидуальной личности, и в жизни общества, я бы сказал даже,
что, от разрешения которого зависит всё будущее человечества, с
правильной постановки которого необходимо начинать сейчас, а не
откладывать в долгий ящик. Откроем двери настежь и займёмся ею
вплотную..." [1, с. 19]. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля
есть интегративное учение, базирующееся на идеях: единства, взаимосвязи,
целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса
(основные идеи философии русского космизма); воспитания нравственной,
свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея теории
свободного воспитания); раскрытия и развития творческих сил ребенка
(главная идея теории развития личности); космического воспитания
(ведущая идея космической педагогики). Космическая педагогика
К.Н.Вентцеля построена на принципах антропокосмизма,
культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как
научно-педагогическое явление. Педагог одним из первых попытался
ответить на вопрос: каким должен стать человек, чтобы иметь право и
возможность преобразовывать мир таким образом, чтобы последствия
действий и разума его не обернулись против него самого и планеты Земля?
По мнению основателя космической педагогики - это человек, обладающий
космическим сознанием. Обоснованность идеи космического
воспитания К.Н.Вентцель объяснял тем, что ребенок есть не только часть
семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем
Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность,
"ареной творчества" для которого является он сам, человечество и Космос.
Космос, по мнению К.Н.Вентцеля, есть "известное упорядоченное
единство", "целостное единство вселенской жизни". Исходя из этого,
педагогом формулировалась цель космического воспитания - развитие
космического сознания, основанного на чувстве единения и общности
человека с человечеством, природой, Космосом. Для того чтобы
воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса,
необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею
общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею
Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он
представляет собой творческую личность, что он является членом
определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что
вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса.
К.Н.Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим сознанием,
воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть
нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, -
пишет Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим
Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не
противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим
его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У
такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".[2,
с. 166]. Ведущая идея космического воспитания заключается в
изменении личностных качеств через развитие космического сознания.
Человек, обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога,
адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого,
в первую очередь, необходимо интенсивно развивать у ребенка такие
аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных
установок), онтологический (формирование представлений об окружающем
Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире).
Космическое сознание – это глобальная эволюционная идея, на которую
должна ориентироваться новая модель воспитания и образования XXI века.
Наступило время, когда идея коэволюции, так ярко представленная в
творчестве основоположника космической педагогики К.Н.Вентцеля, должна
стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных
государственных документов в сфере модернизации российского образования.
А отсюда эта идея должна явиться основополагающей при создании новых
образовательных и воспитательных программ в целях формирования у
подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных
Космических Законов Бытия. На мой взгляд, идеи космической
педагогики актуальны в современной общественно-педагогической практике
России, т.к. ориентируют образовательный процесс на духовно-научное
освоение окружающего Мира, на подготовку учащихся к решению глобальных
проблем, на воспитание духовно-нравственных качеств (чести, долга,
самоотверженности, ответственности, достоинства и др.), которые лежат в
основе эволюции человека. Таким образом, проблема космического
воспитания становится одной из ключевых в мировой педагогике, а
формирование космического сознания человека является ныне первоочередным
условием раскрытия творчества духа в народе и его благосостояния.
Космическая педагогика – это педагогика настоящего и будущего, это
педагогика XXI века.
Сотрудник Лиги Штогрина Е.Н.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вентцель: Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. - 250 с.
2.
Вентцель, К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель, К.Н.
Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. - 364 с. 3. Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни [Текст]/ В.И.Вернадский. – М.: Советская Россия, 1989.- 235 с |