Пояснительная записка к этико-философскому курсу "Основы миропонимания Новой эпохи”
Тематическое планирование 5 класс
Тематическое планирование 6 класс
Тематическое планирование 7 класс
Тематическое планирование 8 класс
Тематическое планирование 9 класс
Методические рекомендации
Список литературы
Занятие № 1 Земля - Вселенная
Пояснительная записка
к этико-философскому курсу
"Основы миропонимания Новой эпохи”
Формирование
человека Культуры является одной из актуальных проблем в современной
педагогике. В жизни общества все больше возрастает роль духовно –
нравственных ценностей , расширяется сфера действия морально –
этического фактора. Приоритетной целью образования в современной школе
становится развитие полноценной и разносторонней Индивидуальности,
готовой к самопознаванию, самосовершенствованию и правильному
взаимодействию с окружающим миром.
В условиях Нового времени,
глобальных эволюционных изменений в жизни Планеты и человечества человек
Культуры – это человек с расширенным сознанием, знающий Законы
Эволюции, осознающий свое место и роль в эволюционном развитии и
сознательно следующий велениям и требованиям Жизни.
Цель курса:
способствовать духовно – научному освоению мира наступившей Новой эпохи и
воспитанию духовно – нравственных качеств учащихся.
Стержнем
курса являются этико – философские представления о Природе, человеке,
обществе и их развитии. Поэтому в основу курса положен синтез знаний о
единстве, взаимосвязи и целостности человека, человечества, Природы и
Космоса, о воспитании духовно – нравственного, свободного и самобытного
человека, о раскрытии его творческих сил, данный в Учениях "Живая Этика”
и "Роза Мира”, в научно – философских трудах Е. П. Блаватской, Е.И. и
Н.К.Рерихов, Д. Л.Андреева, А. И. Клизовского, Б.Н.Абрамова, а также в
научных трудах К.Э.Циолковского, Чижевского, В.И.Вернадского и других
ученых – космистов.
В основе курса лежат педагогические идеи :
Вентцеля (космическая педагогика )
Вахтерова (новая педагогика )
Д.Л.Андреева (воспитание человека облагороженного образа )
Ш. А. Амонашвилли (гуманная педагогика )
Главная
идея курса – идея коэволюции человека и человечества в единстве со всем
Мирозданием, диктуемая универсальными Законами Космического развития,
без соблюдения которых невозможно не только дальнейшее развитие
человечества, но и его выживание в Новых Эволюционных условиях.
Содержательная
линия курса рассчитана на изучение Основ Бытия от знакомства с
основными понятиями Учений и научно – философских трудов до
практического применения и следования Законам Бытия в жизни каждого дня.
Задачи курса:
-
образовательная – Формирование духовно – научного миропонимания о
Вселенной, Космосе и человеке, развитие представлений учащихся о своей
роли и предназначении в мире на основе самопознания и
самосовершенствования
- воспитательная – раскрытие внутреннего
потенциала индивидуальности учащихся, проявляющегося в таких личностных
качествах как свобода, гуманность, духовность и творчество
-
развивающая - способствовать развитию устремления и возможности
озарения, развитие эстетического восприятия окружающего мира, развитие
творческого воображения, синтетического мышления и творческих
способностей
В основу курса положены принципы гуманистического
подхода: природосообразности, культуросообразности, сотрудничества
педагога с детьми, обучения и воспитания детей в семье и в коллективе,
эстетизация детской жизни, опоры на положительное в ребенке,
самосовершенствования, готовности к ответственным действиям.
Структура
содержания в программе обозначена как концентрическая, т.е. раскрытие
каждой темы курса может иметь протяженность несколько лет обучения, но
каждый следующий год – с расширением круга рассматриваемых вопросов,
углублением их изучения. Концентрическая структура курса обеспечивает
постепенное расширение сознания учащихся, более глубокое осознание ими
программного материала и личностного смысла рассматриваемых этики –
философских и гуманистических принципов, способствует становлению
жизненных ценностных ориентаций учащихся, осознанному нравственному
выбору ими своего поведения.
Программный материал курса разделен на четыре раздела:
5 класс " Искусство видеть Мир”( 17 ч. )
Задачи:
-
образовательная - формировать у учащихся образно – эстетическое
представление по основным этико - философским проблемам, научить детей
наблюдать Природу, формировать понимание ее значения в жизни, помочь
детям осознать себя частью Природы ( на основе методических пособий
"Искусство видеть мир” и "Природа глазами души” )
- воспитательная - воспитывать чувство Прекрасного, восприимчивость к Красоте Мира
развивающая - развитие устремления к Прекрасному, развитие образного мышления и воображения
6 класс "Главное чудо Света” ( 17 ч. )
Задачи:
-
образовательная - познакомить учащихся с феноменом человека как
существа Космического, пробудить интерес к внутреннему миру человека (
на основе " Введения в Агни- Йогу ")
- воспитательная - через
раскрытие духовного потенциала индивидуальности учащихся воспитывать их
личностные духовно- нравственные качества
- развивающая - развивать потребность в самопознании и способность к самосовершенствованию
7 класс "Человек и Космос в процессе Эволюции Вселенной”( 17 ч )
Задачи:
-
образовательная - формировать духовно – научное представление о
процессе Эволюции Вселенной, месте и роли человека в нем ( на основе "
Космических легенд Востока ")
-воспитательная - воспитывать ответственность за свой нравственный выбор, за судьбу Планеты и человечества
- развивающая - развитие синтетического мышления, направление мышления учащихся к дальним мирам
8-9 класс "Основы миропонимания Новой эпохи”
Задачи:
- образовательная - осмысление учащимися основных Законов Бытия и осознание собственной ответственности и долга
-
развивающая – развитие чувствознания и способности к мыслетворчеству,
овладение психической энергией – внутренней силой, способной изменять
жизнь человека и окружающий его мир - воспитывающая – сознательное насыщение пространства светлыми, возвышенными мыслями, чувствами, прекрасными мыслеобразами
Тематическое планирование 5 класс
I . Земля – Вселенная
2. Семья планет Солнечной системы
3. Солнце и солнечный свет в нас
4. Почему люди любят смотреть на звезды
5.Удивительное чудо – природа
6. Цветы и растения наши друзья
7. Для чего людям горы
8. Что для нас самое главное ( о смысле жизни )
9. Бессмертие души
10. Мир твоей души
11. Что такое счастье
12. Зачем страдания и испытания
13. Сокровище доброго сердца ( об учителе )
14.Чудо материнской любви
15. Человеческое сердце – это бездна Неба ( радуга сердца )
16. Путь к совершенству
17. Человечество – прекрасный сад ( о будущем )
Тематическое планирование 6 класс
I Раздел. От легенды к реальности.
1. Шамбала Света – оплот человечества. Помощь Шамбалы России.
2. Е.П.Блаватская – ученица и последовательница Махатм.
II Раздел. Смена эпох.
1. От эпохи старой к эпохе Новой. Сложность переходного времени.
2. Начало Огненной эпохи ( восходящая ступень эволюции ).
III Раздел. Законы Эволюции.
1. Законы эволюции материи.
2. Космические Законы Бытия.
3. Закон перевоплощения.
4. Закон Космической справедливости ( кармы ).
IV Раздел. Учение о человеке.
1. История коренных рас человечества.
2. Учение об огненном человеке ( анатомия души и духа ).
3. Огненные центры человека. Развитие огненности духа.
4. Основы духовной самодисциплины.
5. Путь ученичества.
V Раздел. Культура в Новой эпохе.
1. Значение Культуры для будущего человечества.
2. Красота и искусство.
3. Знание и наука.
4. Сотрудничество в Новой эпохе.
Тематическое планирование 7 класс
I Раздел. Семь великих тайн Космоса.
1.Дни и ночи Брамы. По ту сторону Космоса.
2. Строители Вселенной. Создание космической материи. Рождение планет.
3. Космические ступени жизни. Луна – мать Земли.
II Раздел. Семь преданий о планетарном человечестве.
1. Зарождение человечества на нашей планете. Луна населяет Землю:
а) рождение Первой расы человечества
б) эволюция Второй расы
в) миф о Лемурии. Начало Третьей расы.
2. Предание об Атлантиде. Начало Четвертой расы.
3. В мирах Плотном, Тонком и Огненном.
4. Легенда о вечной жизни. Эволюция сознания человека: от животного состояния до состояния Бога.
5. Универсальные Законы Бытия. Закон Космической справедливости.
6. Боги пришли с Венеры. Человек – божественное существо.
III Раздел. Семь сказаний о конце Темной эпохи.
1. Планета Земля больна. Сказание о безумии человечества. Князь тьмы. Великое Белое братство – спасители мира.
2. Космический бой. Сказание об Армагеддоне. Огонь у порога.
3. Сокровище мира. Звезды участвуют в нашей жизни.
IV Раздел. Семь откровений о начале Светлой эпохи.
1. Предсказания о Космической эре. Будущее нашей страны. Провозвестие о Космическом Учителе.
2. Сказание о Матери Мира..
3.Дальные Миры зовут нас.
4. На пути к Миру Надземному.
5. Гражданин Космоса – Космический сотрудник.
Тематическое планирование 8 класс
I Раздел. Мысль – основа движения и развития Вселенной
1. О смысле жизни
2. Современное состояние мира. Об управлении миром.
3 – 4. О мысли как одной из самых могущественных энергий в Космосе
II Раздел. Универсальные Законы Бытия
1. О единстве всего сущего
2. Закон перевоплощения
3. Закон кармы
4. О противлении злу
5. Закон Иерархии. О сотрудничестве и кооперации
6. Закон Иерархии. Об учении и учителе
7. О жертве и чувстве долга
8. Развитие и рост сознания
III Раздел. Основы самосовершенствования
1. О воспитании
2. О взаимоотношении начал
3. О красоте и искусстве
4. О молитве и подвиге
5. О страдании
Тематическое планирование 9 класс
I Раздел. О жизни невидимых Миров
1. О Мире Тонком
2. О Мире Огненном
II Раздел. О Психической энергии
1. Психическая энергия и ее свойства
2. Развитие и накопление психической энергии
3. Исследование и изучение психической энергии
4. Психическая энергия и болезни
5. Кто ведает и распоряжается психической энергией
III Раздел. О центрах высшего сознания
1. Основные условия раскрытия центров
2. Центры высшего сознания как источник творчества
3. Значение сердца в наступающую эпоха
4. Монада или зерно духа
IV Раздел. Беспредельность
1. Беспредельность всех понятий и всего Мироздания
2. Истина об оккультизме
3.Беспредельность Времени и Пространства как принцип Бытия всего сущего
V Раздел. Матерь Мира – великая Матерь всего сущего
VI Раздел. Проблемы добра и зла
VII Раздел. Грядущий Новый Мир
Методические рекомендации
1. Создавайте условия для творческой деятельности учащихся во всех формах
2. Предлагайте учащимся письменные размышления с опорой на их жизненный опыт
3. Поощряйте учащихся ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию
4. Опирайтесь на лучшее в ребенке
5. Воспитывайте в учащихся культуру слушателя
6. Обращайтесь к различным произведениям искусства
7. Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность учащихся
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвилли Ш.А. Живая Этика, Антология гуманной педагогики, Издательский дом Шалвы Амонашвилли, МГПУ, Москва, 1991
2. Введение в Агни Йогу. Составитель С. Стульгинский. Новосибирск: Свет, 2000
3. Грани Агни Йоги. Составитель Б.А. Данилов,Новосибирск: Свет,2004
4. Дмитриева Л. Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах.3 части, Магнитогорск,Амрита,1992
5. Елена Петровна Блаватская,- МП "Элисс”, 1991
6. .Рерих Е.И. Учение Живая Этика.- М.: Просвещение, 1994.
7. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой эпохи. – Минск: ООО "Вида-Н” – ИП "Лотаць”, 1998
8. Космические легенды Востока. Составитель С.В.Стульгинский. – Ростов н/Д: ХПМТП "Орфей”, 1992
9. .Лопатина А., Скребцова М.. Искусство видеть мир.- М., Сфера,1998
10. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига:Виеда, 1992
11. Рерих Н.К. Культура и цивилизация,МЦР, Мастер – Банк, Москва,1997
12. Рерих Н.К. Нерушимое, Рига: Виеда,1991
13. Рерих Н.К. Россия, МЦР, Мастер – Банк, Москва,2004
14. Рерих Н.К. Сердце Азии, Санкт – Петербург, 1992
15.
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - М.:
Эксмо, 2003.
16. Дети и Учение Махатм (новая школа в свете Живой Этики), "Амрита-Урал", Магнитогорск, 1994.
17. Андреев Д.Л. "Роза Мира", М.: Товарищество "Клышников-Комаров и К", 1992.
18. Природа глазами души.
Занятие № 1
Земля - Вселенная
Цель:
приучать сознание детей к малым размерам Земли, помочь им вообразить ее
место среди величия Беспредельности, почуять как планета находится в
пространстве
Оборудование: 3 глобуса, статьи из книги по духовно –
нравственному воспитанию "Искусство видеть мир”, альбомы, краски ,
карандаши, цветная бумага, лоскуты материи, ножницы, клей, плакат (
название выставки работ ) "Земля - Вселенная”
План: 1. Если посмотреть на Землю со стороны
2.. Земля глазами космонавтов
3.Практическая работа детей
4. Представление работ
5. Оформление выставки работ по теме "Земля - Вселенная”
Ход занятия:
1. Вопросы детям :
Что вы представляете когда слышите слово Земля?
Что вы испытали, когда впервые узнали, что Земля круглая?
Что вы испытываете, когда держите в руках глобус? ( дети передают друг другу глобус )
Какие
ощущения возникают у вас, когда в звездную ночь, вы смотрите на небо?
Возникает ли у вас ощущение, что Вселенная бесконечна, а Земля – лишь
одна небольшая планета из бесчисленного и бесконечного мира планет и
звезд?
Знаете ли вы ученых, впервые провозгласивших, что
Вселенная бесконечна, что Земля шар, что она вращается вокруг солнца и
своей оси? ( Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно )
2. Чтение статьи "Если посмотреть на Землю со стороны” ( Е. Фламарион ) с. 141 – 142
3. Задание детям:
Закройте глаза и представьте, что вы смотрите на Землю из космоса и видите как она несется в бесконечном пространстве Вселенной
Фламарион
мог представить это своим духовным взором, как вы сейчас. Но есть люди,
которые видели то, что описал духовидец Фламарион, физическим зрением.
Как вы думаете, кто эти люди? ( космонавты )
4. Чтение статьи "Земля глазами космонавтов” с. 144 – 147
Какая главная мысль объединяет высказывания всех космонавтов?
Как вы думаете, почему космос изменяет характер людей, побывавших в нем?
5. Практическая работа детей
Представьте,
что вы житель какой – либо другой планеты и через специальные приборы
вы наблюдаете за Землей. Опишите и изобразите все, что вы видите.
6. Представление работ
7. Оформление выставки работ
8.
Заключение :Сегодня ребята мы поняли как мала наша планета в
беспредельности Вселенной, почувствовали, как она и мы вместе с ней
несемся в космическом пространстве и, надеюсь еще раз осознали
необходимость бережного отношения к нашей Земле. |