Главная » Статьи » летописи » 2008

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи и Россия (классный час)
Е.И. и Н.К. Рерихи и Россия

Цель: а) познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Е.И. и Н.К. Рерихов;

б) показать через всю жизнь и творчество связь Рерихов с Россией и раскрыть их великую роль в деле преобразования и возрождения России, в деле раскрытия ее высокой духовной миссии;

в) пробудить интерес учащихся к великим образам Е.И. и Н.К. Рерихов и их творчеству, в котором воплотились их истинный патриотизм и высокая гражданская позиция.

Оборудование: портреты Е.И. и Н.К. Рерихов, картины Н.К.Рериха, выставка книг, видеофильм «Сказ о художнике Н.К.Рерихе».

Ход занятия.

I . Организационный момент.

1. Тема, чем она обусловлена.

       Мы собрались сегодня в рамках месячника культуры, который проходит ежегодно с 9октября по 10 ноября и посвящен Дню рождения Великого русского мыслителя, философа, художника и общественного деятеля Н.К.Рериха, чтобы больше узнать об его удивительной жизни и многогранном творчестве.
      Сегодня мы будем говорить о Великих наших соотечественниках Е.И. и Н.К. Рерихах, об их удивительной жизни, высоком труде и общественной деятельности на благо России и на благо всей Планеты. Ибо они были истинными гражданами не только России, но и всего мира. Огромное значение их Высокого труда во имя процветания России переоценить невозможно.
      В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
      Н.К.Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думающий о благе русского народа и творивший для него, он широко известен во всем мире как крупный художник, философ, ученый, путешественник, писатель. Его поистине можно назвать гражданином Мира.
      43 года он прожил в России, около 20 в Индии, 3 года в США, 2 года в Финляндии, 1год во Франции, более 1 года в Англии, 2 года в Китае, 1,5 в Тибете, 1год в Монголии. Был в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, В Египте, Японии, Гонконге, на Филиппинских островах и Цейлоне. 5 лет он отдал большой научно-исследовательской экспедиции в Центральную Азию, где прошел 35 высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая.
      За долгие годы своей жизни Н.К.Рерих создал более 7000 картин. Они разошлись по всему миру. Произведения художника находятся в Санкт- Петербурге, Москве, Риге, Н.Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах.
      Жизнь Рериха была настолько необычна и многогранна, что вокруг его имени сложились самые невероятные легенды. Трижды в газетах сообщали о его гибели. Ему приписывалось завоевание целых стран; рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить. Неправда ли, человек Легенда.
      Родился Н.К.Рерих (27 сентября) 9 октября 1874 года в городе Петербурге в семье известного юриста и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха. Мать, Мария Васильевна Калашникова, принадлежала к купеческой семье.
      Н.Рерих рос любознательным, способным, одаренным мальчиком. Да и обстановка в доме располагала к этому. Он присутствовал при беседах об истории, литературе, науке. Атмосфера родительского дома стала превосходной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства Н.Рериха знанием великих достижений мировой культуры. В мир старины, романтики, истории уводили его книги. Жизнь Н.Рериха была заполнена интересными событиями, среди которых были яркие воспоминания детства.
      Судьба была благосклонна, и мальчик получил все нужное для раннего развития врожденной творческой фантазии. Но и сам мальчик был во всем заинтересован, усердно трудился и стремился к знаниям. В 1883 году Николай Рерих поступает учиться в одну из лучших частных гимназий Фон Мая. Уже с гимназических лет у Николая Константиновича стали формироваться интересы, нити от которых потянулись к истории, театру, археологии, живописи, путешествиям. Будучи одаренным и любознательным учеником, он хорошо успевал по всем предметам, но это достигалось благодаря огромной настойчивости и трудолюбию. Он с удовольствием занимается изучением языков, на уроках географии чертит карты, рисует пустыню Гоби, лепит из пластилина горы, его увлекает прошлое Земли.
      Воспоминания детства – сильнейшие впечатления. Его волнует своеобразный окружающий мир, наполненный красотой и овеянный романтикой. Героическое прошлое родины, образы былинных богатырей, загадочные страны Востока, Куликовская битва, походы Игоря, Сергий Радонежский, Суворов и Кутузов. Николай Рерих сам стремится к творчеству, к знаниям, к духовности. В 1891 году друг семьи художник М.Микешин обратил внимание на склонности Н.Рериха к рисованию.
      В 1893 году Николай Рерих поступает на юридический факультет и одновременно в Академию художеств. Окружающих Николя Константиновича поражало его упорство, неиссякаемая энергия, трудолюбие, его постоянная неудовлетворенность своими знаниями. 30 октября 1895 года он поступает в мастерскую художника Архипа Ивановича Куинджи. Образ этого художника и педагога сыграл важную роль в жизни Н.Рериха.
      Сложные вопросы смысла жизни рано начали волновать будущего философа и художника. Острое чувство ответственности, долга было ему присуще с детских лет, так как в семье Рерихов усердно прививались высокие понятия чести, достоинства, доброты и трудолюбия.
             Самым мощным фактором воспитания была реальная жизнь, которая врывалась в его существование. Все происходящее он соизмерял с глобальными процессами во Вселенной. «Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось».
      В своих произведениях раннего периода Рерих развернул мир славянской Руси, раскрыл свое понимание древнего мира. Во всем этом художник видел подлинную красоту народа. Огромное значение в поддержке духовно-нравственного возрождения человечества имеет уникальное наследие Н.К.Рериха. Великий художник, мудрый, обладавший широким кругозором философ, литератор, путешественник и археолог, знаток истории, востоковедения и религии Н.К.Рерих вошел в историю мировой культуры еще и как убежденный и целеустремленный гуманист.
      Долгое время о Н.К.Рерихе принято было говорить только как о великом художнике, певце гор, а о том, что Н.К.Рерих, прежде всего, был великим мыслителем, философом, мудрецом, принято было умалчивать. Но чтобы представить себе целостный образ этого человека Легенды, недозволительно о нем говорить лишь как о великом художнике и не говорить о нем как о великом мыслителе, ибо эта сторона его жизни, его творчества, его общественной деятельности является наиглавнейшей, и во многом определила величие Рериха как художника. Время настоящее, наступившая Светлая Эпоха, Новая Эра В эволюции человечества неумолимо требует соединить все дарования и таланты гения Н.К.Рериха воедино и раскрыть истинный, подлинный Подвиг всей жизни этого удивительнейшего человека, принадлежащего всем эпохам эволюционного развития человечества. Ибо светлый облик его и его удивительная жизнь, наполненная глубоким смыслом служения миру и человечеству, принадлежат не только нам, но и грядущему будущему. Он один из тех Великих Посланников Высших Светлых Сил, он тот Великий Пророк, который не только через искусство,но и обликом всей своей жизни нес человечеству ту Высшую Правду, тот Высший Свет, низливающийся из Высших Миров и пророчил великое будущее своей любимой России, ее народам и всему миру. Он был, есть и будет во все времена Великим Учителем человечества.
      Еще в 1899 году Н.К.Рерих, находясь в командировке, знакомится с Е.И.Шапошниковой, будущей женой. Она является двоюродной племянницей композитора М.П.Мусоргского и правнучкой полководца М.И.Кутузова. 28 октября 1901 года состоялось венчание Елены Ивановны и Николая Константиновича. Их первый сын Юрий, родился в 1902 году, стал позднее ученым с мировым именем, инженером, историком, лингвистом, востоковедом, знавшим более 30 языков, внесшим огромный вклад в отечественную науку. Святослав Рерих, их второй сын, родившийся в 1904 году, также был ученым, педагогом, художником, химиком, писателем, основателем Международного Центра Рерихов в Москве – неправительственной общественной организации при ООН.
      В 1903 году Елена Ивановна и Николай Константинович совершили большое путешествие по России, охватившее огромный район – города Ярославль, Казань, Суздаль, Москву, Смоленск, Гродно, Изборск, Углич и другие. Н.Рерих поставил задачу изучение древнерусской архитектуры различных эпох и школ. И каждая картина создавалась им на уровне большого знания русской истории, памятников старины, народного искусства. Как оригинальный ученый и мыслитель Н.Рерих сложился очень рано. Им создано, написано большое количество научных и философских трудов. Его никогда не покидали думы о благе народа, и, неудивительно, что его увлекли идеи просветительства, идеи нравственного, духовного преобразования личности и общества.
      В 1923 году Елена Ивановна и Николай Константинович отправляются в трансгималайскую экспедицию. Индия и Центральная Азия интересовали их прежде всего как ученых и как философов. Супругам удалось то, что никому до них не удавалось: они вошли внутрь индийской духовности и стали сотрудничать с Высшими Космическими Учителями и с группой философов, которые могли воздействовать на Эволюцию Одухотворенного Космоса.
      В 1926году после первой экспедиции Елена Ивановна и Николай Константинович прибывают в Москву, где встречаются с наркомом просвещения А.В.Луначарским и с наркомом иностранных дел Г.В.Чечериным. Они передают Советскому правительству послание Гималайских Учителей и Руку Высшей помощи молодому социалистическому государству (через них Высшие Космические Учителя передают план духовного развития России). Но прошел год, ничего не было принято, а затем в стране к власти пришел Сталин. Сроки были упущены, Рука Высшей помощи отринута, что навлекло тяжелую карму, и следствием не принятия Руки Высшей помощи была Вторая Мировая война. С глубокой болью в сердце вдали от Родины переживали это страшное и грозное событие Рерихи.
      Н.Рерих всегда верил в большое и великое будущее России. В его статьях Россия предстает Державой Света с Великой Миссией. Вот такие удивительные слова написаны им в очерке «Россия», в основу которого было положено письмо Николая Константиновича к писателю Всеволоду Иванову: «Россия - не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония. Россия – миссия новых времен. Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом»
      Тема России и образ России проходит через все творчество Н.К.Рериха, начиная с его «детских» полотен и до философских работ.
      Говоря о научном и философском наследии Рерихов, мы обязаны прежде сказать о Великом Учении Агни-Йоге (огненной Йоге) или Учении Живой Этики, которое приняла через Высшее собеседование с Космическими Учителями Е.И.Рерих и передала его всему человечеству Мира. Оно начинается такими словами: «В Новую Россию Моя первая весть». Именно в Россию, потому что на ней, на России лежит Великая Миссия объединения всего человечества в Великое Братство. Россия приняла свою Высокую Миссию и достойно ее несет.
      В 30-40 годы 20 столетия Н.К.Рерих писал: «Влечет Сибирь Великая, здесь будет оплот Эволюции». Эти слова Н.К.Рериха стали пророческими. Духовное возрождение России и всей Планеты идет из Сибири.
      В мае 1928 года Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи завершают экспедицию в Тибет. В Индии ими организован Институт Гималайских исследований «Урусвати» (свет утренней звезды-санскрит).
      А с 1929 года во многих странах мира стали возникать общества имени Рериха, а в 1931 году создается Общество единения женщин при Обществе Рериха. Всех их объединяла общая цель: борьба за подъем культуры, стремление к духовному, культурному сотрудничеству и обмену, одновременно вселить в души людей веру в возможности мира и счастья на Земле.
      Важной вехой в жизни и творчестве Н.К.Рериха была борьба за охрану культурных ценностей. Н.К.Рерих давно задумывался о создании Пакта об охране культурных ценностей во время военных действий. 15 апреля 1935 года по инициативе Н.К.Рериха в Вашингтоне был подписан важнейший в истории международного права документ – «Договор об охране художественных и научных учреждений и научных памятников» Пакт Рериха). Он лег в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятого в Гааге члена ООН 14 мая 1954 года и ратифицированного большинством стран мира, в том числе и Россией. В этой связи Н.К.Рерихом «Знамя Мира», которое представляет собой три сферы – прошлое, настоящее и будущее, заключенные в круге Вечности. Это Знамя Мира является и знаменем ООН.
      Всегда на стыке эпох, в важнейшие переломные периоды жизни человечества, посылались Свыше великие Духи, в облике человеческом, чтобы через них Высшие Силы могли помочь в эволюционном развитии народам, населяющим нашу Планету. Не будь их, исчез бы род человеческий с лица Земли. Таким Светочам, гениям, Учителям человечества, какими были Н.К. и Е.И.Рерихи обязаны мы и будущие потомки жизнью своей. Об их удивительной, прекрасной, но, с другой стороны, полной борьбы и труда жизни, мы – потомки обязаны знать, в сердце хранить и свою жизнь сверять по их Жизни. А Великие труды, принесенные Ими из Высшего Источника Знаний, мы должны изучать, чтобы сделать нашу жизнь и жизнь нашей Планеты прекрасной, счастливой. Все в наших руках.

II . Просмотр видеофильма «Сказ о художнике Н.К.Рерихе».