Главная » Статьи » летописи » 2005

Культура в истинном ее значении (июнь)
Человечество живет сейчас в новом, XXI веке. Каким он будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей - будущих создателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, ставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством по своей сути имеют один общий корень и могут быть сведены к общей проблеме - проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
     Отсюда следует, что многочисленные проблемы нашей жизни и общества в целом связаны с бездуховной, безнравственной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из общей проблемы Культуры.
     Однозначного определения понятия "Культуры" не существует. Не случайно в мировой литературе насчитывается до пятисот определений Культуры. Это свидетельствует не только о многоаспектности этого понятия, но и о том, что оно является краеугольным камнем всего человеческого бытия.
     Термин "Культура" - латинского происхождения. Первоначально он означал "возделывание, культивирование почвы", но в дальнейшем получил более общее значение.
     Античность понимала Культуру как некую тайну бытия, позволяющую человеку быть подобным и даже равным богам. Культурным человеком считали, по существу, человека нравственно-воспитанного. Основной формой нравственного воспитания было соблюдение традиций путем поклонения, почитания, оказания уважения. Существовал культ героев, императоров, победителей, и что самое главное, культ богов. Поэтому быть культурным означало быть нравственным. А быть нравственным значило быть религиозным, верующим, благочестивым, то есть почитать богов.
     Такие древнегреческие мыслители, как Платон, Сократ, Аристотель впервые в истории человеческой Культуры выдвинули идею многосторонне развитой личности как цели развития Культуры.
Они считали, что гражданин Афин должен быть не только искусным воином, но и владеть ораторским искусством, чтением и письмом, обладать навыками государственного и городского управления. Отсюда и преподавание в школах мусических искусств - музыки, стихосложения, греческой литературы. Следуя этому, афинская демократия взрастила граждан, которыми по праву могла гордиться.
     Культурный человек не мыслим без образования и воспитания. Это и составляет содержание Культуры всех народов.
     У греков существовало понятие "пайдейа", которым они обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. "Пайдейа"- это, прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина - гармония души и тела. При этом микромир, микрокосм отдельного человека должен находиться в гармонии с Космосом, и эллин обладающий "пайдейа", соразмерен Космической Гармонии.
     Восточная Культура была близка древнегреческим представлениям о сути и содержании Культуры. В Китае со времен Конфуция полагали, что есть качество, присущее "благородному мужу" - это "жень" (человеколюбие), без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии понятие "дхарма" означало высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с Космосом при посредстве саморазвития и самосовершенствования. Исламский Восток имел понятие "джахилийа", связанное с доисламским "неведением", "незнанием" в противоположность тому, что понимается как просвещенность, правоверность - ильм.
Римская античность ввела понятие "Культура" в связи с земледелием. Идея Цицерона о "возделывании души" предположила особый образ жизни римского гражданина, которого должно отличать от варвара личное достоинство, отсутствие пороков, служение республике, а эти качества, по убеждению римского мыслителя, формирует в нем философия.
     Таким образом, в античности понятие "Культура" вбирает в себя самого человека в том виде, каким он должен быть в представлении сограждан, и деяния, возвышающие его до уровня богов. Тайны его бытия - это тайна творчества, тайна создания того, что до человека не существовало в мире.
Средневековье попыталось разрешить эту тайну, отдав в ведение бога первопричину созидания, возделывание как души и тела, так и всего мира вещей. И если для античного человека идеал был досягаем на земле, то для средневекового - он становится таковым только вне земного бытия. Культура для него - совершенство, которого можно достигнуть, только следуя заветам религии и религиозной морали.
     Интегративным началом средневековой культурности было божественное совершенство, к которому должен стремиться каждый на протяжении своей земной жизни, и которое проявляется не столько в разуме и знании, сколько в вере. Она не оставляет места сомнениям, и только она может приобщить любого человека к божественной благодати.
     Таким образом, для средневековья Культура - процесс преодоления духовности и утверждения божественности, а этот процесс бесконечен. Средневековый идеал Культуры вечно недостижим, ибо человек вечно грешен. Значит и Культура есть вечное стремление к Абсолюту, к идеалу, есть бесконечное "возвышение", восхождение. До Культуры надо "возвыситься", и главная функция религии - поднять человека, возвысить его до божественного начала.
     Идея Культуры как совершенства человека надолго сохраняется в истории общества. Для эпохи Возрождения идеал человека - это его богоподобие, или культурное совершенство человека, заключающееся во всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и умственном богатстве личности. Это должен быть человек деятельный, активный, творческий. Именно в творчестве человек поднимается до богоравности: он способен создавать, он, единственный в мире, выступает как димиург (с греческого - "мастер, творец"), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он - Творец. Культура этого времени включает в себя и человека, соответствующего такому идеалу, и продукты человеческого гения.
     Совершенство человека имело определенное значение в понимании Культуры так же и в эпоху Просвещения. Однако в это время изменилось само понятие совершенство. Разум, занявший главное место в осмыслении мира, поставил знак равенства между совершенством человека и его разумностью.
     Французский просветитель XVIII в. Жан Жак Руссо увидел противоречие в современном ему обществе. В знаменитом сочинении "Об общественном договоре" он пишет, что в современном обществе его времени "все сводится к внешности, все становится деланным и притворным: и честь, и дружба, и добродетель". Несправедливость общества по отношению к низшим слоям, блеск и духовная нищета высших - все это вместе с другими внешними сторонами жизни: предметами быта и особенно роскоши, манерами поведения, за которыми не стоит истинное отношение, - выступает как цивилизация, которую Руссо считал самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деструктивности. Культура же для Руссо - естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу, а человек в единстве с природой становится целостным: его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.
     Путь разрешения противоречия между Культурой и цивилизацией искали мыслители более поздних времен. Кант видел выход из этого противоречия в морали, немецкий драматург и теоретик искусства Ф. Шиллер - в эстетическом сознании, считая что эстетическое воспитание и красота спасут мир, а его соотечественник - великий философ Г.Гегель - в философии как вершине логического мышления. Для них Культура представляла собою область духовной свободы человека.
     В XX веке в научных представлениях о Культуре окончательно исчезает налет романтизма, предававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности. Культура и цивилизация в этот период достигают кульминационной точки в своей дифференциации, в своей разъединенности. Отступление от Культуры, ее забвение ради материальных благ, привело к грандиозной экономической катастрофе, охватившей капиталистический мир 20-30 гг. XX века. Многие видные мыслители и философы этого времени, такие как Н.К. Рерих, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский считали, что состояние экономики было лишь следствием того положения Культуры, в которое ее поставила сама цивилизация, ибо, по их мнению, кризис мира был вовсе не материальный, но именно духовный.
     Так, например, немецкий историк и философ О.Шпенглер в своей книге "Закат Европы" пришел к выводу, что европейская Культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это обстоятельство, по мнению ученого, - признак ее грядущей гибели.
Наиболее значительными в этом отношении являются и выводы известного философа русского зарубежья Н.А. Бердяева, который писал: "Цивилизация, в противоположность Культуре не религиозна уже по своей основе… Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, ее орудиями. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни". Культуре Н.А. Бердяев давал приоритетное значение и определял ее следующим образом: "Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями".
     В этом фрагменте Н.А. Бердяев сумел охватить наиболее существенные особенности Культуры как ярко выраженной категории духа.
Мысль Бердяева о Культуре разворачивает и углубляет великий русский мыслитель, философ, ученый Н.К. Рерих, который вводит многие неизвестные нам до него понятия и определения.
     Философ разбивает понятие Культуры на две части: "Культ" - почитание, "Ур" - Свет, то есть почитание Света. В своих научно-философских очерках он пишет: "Культура - есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть Синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем Синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты."
     С позиции ряда общественных деятелей нашего и минувшего века - Р.Я. Рудзитиса, А.И. Клизовского, З.Ф. Фоздик, В.П. Казначеева, Л.В. Шапашниковой, - Николай Константинович Рерих выработал совершенно новую концепцию Культуры, пронизанную идеями величественного Синтеза и имеющую практическое Эволюционное значение. Эта концепция гармонично вмещает в себя все самые лучшие достижения человечества в области науки, религии и философии и призвана, чтобы объединить народы Земли в счастливое Братство.
     С этой мыслью соглашается и наш соотечественник, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор А.И. Арнольдов, который в своей книге "Человек и мир культуры" пишет: "Культура - это сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи - универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Ибо культура, как писал выдающийся философ А.Ф. Лосев, есть предельное обобщение всего".
Рассмотрев в научно-философских трудах существующие точки зрения на понятие Культура, можно сделать следующий вывод.
     Во первых, Культура - понятие многоаспектное, так как оно охватывает все стороны жизни Бытия. Во вторых, всякая Культура (даже материальная) есть Культура духа, так как имеет под собой духовную основу. В третьих, Культура является универсальным средством решения многих проблем современного человечества. Культура, прежде всего, духовно-нравственные ценности человека, его непрерывная творческая деятельность, его система взглядов, оценок и интересов, регулятор отношений между людьми, основа идейного и нравственного климата всего общества. Поэтому восприятие Культура в узком смысле слова как чего-то второстепенного, связанного только с искусством или отдыхом и развлечением - это примитивное, поверхностное восприятие. В четвертых, основной культурной ценностью является сам человек. Культурный человек не мыслим без воспитания, образования и самосовершенствования. Это есть прежде всего всесторонне развитая личность: в духовно-нравственном, эстетическом, умственном и физическом отношении.