НОВАЯ СИСТЕМА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – ОСНОВА НОВОЙ ШКОЛЫ: НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУ «ООШ № 24» Г. НОВОКУЗНЕЦКА
Кайдорина. З.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Основная общеобразовательная школа № 24», Новокузнецк
Никогда ещё человечество не стояло так близко к пониманию доминирующей
роли развития духовной Культуры человека и новой приоритетной роли
образования. Острейшей потребностью развития человечества в наступившую
Новую Эпоху – Эпоху Синтеза лучших достижений человеческой мысли
является создание Цивилизации Культуры через этизацию и одухотворение
всех сфер жизни общества. Сегодня многие понимают, что этические основы
должны быть заложены с самого раннего детства, так как техника и
усовершенствованные технологии в руках бездуховных, безнравственных
людей могут обратить прогресс в противоположность. В решении
этой важнейшей задачи приоритетная роль принадлежит современному
образованию, которое в Новую Эпоху понимается как раскрытие духовного
облика человека в процессе освоения им этических духовных
общечеловеческих культурных ценностей. Еще великий педагог Я.А.Каменский
утверждал, что важнейшими принципами педагогики является изучение
законов Духовной Жизни и согласование с ними всех педагогических
воздействий. В настоящее время в педагогическом сообществе
происходит осознание необходимости формирования новой образовательной
парадигмы, в основу которой должна быть положена система этических
духовно–нравственных ценностей, способствующих воспитанию человека
Культуры Духа, знающего Законы Духовной Жизни и следующего им в жизни
каждого дня. Новая образовательная парадигма формируется на
основе такого понимания Культуры, которое даёт нам великий русский
философ, мыслитель, учёный Н.К. Рерих: «культ» - есть почитание,
поклонение, а «ур» - означает Огонь, Свет, таким образом, Культура –
есть почитание Света Истины, Знания, Любви и Красоты. Культура – есть
Синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого Синтеза даст
продвижение. Такое углубленное, расширенное понимание Культуры должно
быть положено в основу духовно-нравственного воспитания, цель которого –
воспитание человека Высокой Культуры Духа. Наступило время не
только помочь каждому ребенку сознательно приобщиться к богатым
общечеловеческим духовно–нравственным ценностям, составляющим основу
Жизни, но и сделать их смыслообразующими для всей
воспитательно-образовательной практики. Одним из
основополагающих направлений новой образовательной парадигмы должен
явиться процесс этизации и эстетизации образовательного пространства,
так как принципы этической и художественно-эстетической педагогики
являются исходными ее положениями. Сущность Этико-эстетического подхода в
реализации целей воспитания и образования выразительно была
представлена Платоном ещё во 2 веке до нашей эры: «От красивых образов
мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и
от красивой жизни – к абсолютной Красоте». Новая парадигма
образования формируется на основе научно-философских идей
учёных-космистов В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского,
Е.И. и Н.К Рерихов, синтезированных в Учении Живая Этика, и идей новой
педагогики, изложенных в трудах К.Д Ушинского, К.Н. Вентцеля, В.П.
Вахтерова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В. С.
Библер и др. исследователей. В трудах этих исследователей дано более
глубокое, расширенное представление о ребенке, о человеке в целом: кто
такой человек; какова его роль в эволюции Вселенной; в чём состоит цель и
смысл его жизни; каковы законы и принципы его развития.
Изучение трудов этих учёных творческой группой учителей нашей школы
–Муниципальное образовательной учреждение «Основная общеобразовательная
школа № 24» привело к осознанию необходимости разработки проекта
Программы Развития нашего образовательного учреждения,
предусматривающего создание системы духовно-нравственного воспитания,
направленной на реализацию новой парадигмы образования. Результатом
работы творческой группы учителей явилось создание модели системы
духовно-нравственного воспитания, которая была включена в Программу
развития образовательного учреждения. МОУ «СОШ № 24» находится в
Кузнецком районе г. Новокузнецка на микроучастке пос. Малоэтажный. В
социальном отношении это неблагополучный микрорайон. Об этом
свидетельствует и статистика нашей школы, в которой обучается большое
количество детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Образовательный уровень родителей учащихся школы низкий. Многие семьи
нуждаются в большой поддержке в воспитании детей и их адаптации к жизни.
Одной из проблем данного микрорайона является отсутствие каких–либо
учреждений культуры на его территории и его удалённость от других школ и
культурных учреждений. Поэтому наша школа является единственным
центром, способным создать условия для адаптации подрастающего поколения
к жизни в современном мире через воспитание и формирование человека
Культуры Духа. Анализ воспитательной работы школы в контексте
новой образовательной парадигмы показал необходимость сформировать новое
направление в системе духовно–нравственного воспитания – этическое и
эстетическое воспитание обучающихся и их родителей. Прежде
всего, по предложению творческой группы учителей была скорректирована
цель программы: создание единого культурного
воспитательно-образовательного пространства, направленного на раскрытие
духовного потенциала индивидуальности ребенка и формирование духовно-
нравственной личности учащегося, способной к самосовершенствованию
(самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию) и самореализации в
условиях современного общества.
Для реализации этой цели были поставлены задачи:
• создание системы этического и эстетического просвещения, образования и воспитания учащихся и родителей.
• создание культурного центра пос. Малоэтажный на базе школы.
В рамках решения этих задач программа предусматривает следующие мероприятия:
•
Создание системы методических мероприятий, направленных на освоение
новой парадигмы образования, основанной на принципах этического и
эстетического образования и воспитания.
• Создание системы
этического и эстетического просвещения, образования и воспитания
учащихся среднего звена обучения (создание общества Друзей Культуры по
направлениям: школа Мыслетворчества; школа Этики жизни; школа Науки;
школа Искусств; школа Учителя; Союз семьи и школы).
• Создание системы этического и эстетического просвещения родителей.
• Оборудование кабинета этики и эстетики.
• Классные часы художественно-эстетического цикла.
• Разработка программы этического и эстетического воспитания в начальной школе.
• Усиление взаимодействия с музеями города и области.
• Взаимодействие со школой искусств по направлениям: музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество.
• Создание вокальной, театральной и хореографической студии.
• Встречи с интересными людьми творческих профессий.
• Проведение литературно-музыкальных гостиных, конкурсов чтецов.
• Создание модели выпускника и критериев оценки результатов деятельности по достижению поставленной в программе цели.
Ожидаемые результаты реализации программы:
• Создание единого культурного воспитательно-образовательного пространства в школе.
• Раскрытие творческого потенциала, формирование духовно-нравственной личности учащегося.
• Повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности и получению качественного образования.
•
Развитие материальной базы учреждения до уровня, позволяющего
высокоэффективно осуществлять образовательно-воспитательный процесс.
•
Качественные изменения педагогических кадров, позволяющие эффективно
осуществлять образовательно-воспитательный процесс в современных
условиях.
• Создание системы работы с родителями, которая позволит усилить взаимодействие школы с родительской общественностью.
•
Повышение общей культуры учащихся. Построение системы дополнительного
образования в школе. Формирование активной гражданской позиции
обучающихся, создание активно работающих органов школьного
самоуправления, школьной прессы.
• Увеличение контингента обучающихся до предельных нормативов, указанных в лицензии.
Координирующим
центром новой системы духовно-нравственного воспитания в школе станет
общество Друзей Культуры, основными задачами которого являются:
•
Расширение сознания учителей Знаниями основ гуманной педагогики,
основных направлений гуманизации и гуманитаризации воспитательно-
образовательного процесса и основных положений новой образовательной
парадигмы.
• Расширение сознания учащихся знаниями Универсальных
Законов Бытия – нравственными Законами Жизни и формирование мотивации
сознательного следования этим Универсальным Законам.
• Формирование понимания мысли как основы жизнедеятельности человека и развитие синтетического мышления учащихся.
• Раскрытие индивидуальности каждого учащегося средствами искусства.
• Создание условий для развития творческих способностей и интересов детей.
•
Расширение сознания родителей знаниями Универсальных Законов Бытия –
нравственными Законами Жизни и формирование мотивации применения этих
Знаний в процессе воспитания детей.
Основные принципы деятельности общества Друзей Культуры:
• Соиерархия
– 1) приобщения сознания обучающихся к Великим Образам Учителей
Человечества, основателей мировых религий, философов, деятелей искусства
и науки; 2) преображение личностных качеств человека через раскрытие
его Высшей нравственной природы (индивидуальности).
• Содружество;
• Сотрудничество;
• Сотворчество.
Программа развития предусматривает разработку модели человека Культуры и
критериев оценки сформированности духовного облика выпускника школы,
соответствующего данной модели. Таким образом, мы рассчитываем
создать эффективную новую систему духовно-нравственного воспитания,
способствующую формированию человека Культуры Духа. Безусловно,
эффективность данной системы духовно-нравственного воспитания зависит не
только от усилий педагогов и родителей, но и от усилий государства,
направленных на этизацию и эстетизацию всех сфер жизни общества.
Только раскрытие духовного потенциала школы, семьи и государства и
объединение всех культурных сил общества для решения этой насущной
задачи позволит России подняться на Новую ступень развития, достичь
небывалого процветания и благоденствия.
Список литературы:
• Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва 2009 (проект)
•
Назипов Р . М . Культурологическая модель образования : способы ее
реализации в средней школе // Культурологический подход в образовании :
Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 1 марта 2003
года.
• Программа развития МОУ «Основная общеобразовательная школа № 24» на 2010 – 2015 годы.
• Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Москва, Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
• Уварова Л.И. Идеи педагогики культуры и научное развитие их в современном образовании (источник – Интернет)
•
Шубина Н.А. Современная гимназия и её культурологическая миссия
современной гимназии / Н. А. Шубина // Педагогический журнал
Башкортостана. - 2010. - N 3 (28). - С. 34-46 |