Главная » Статьи » летописи » 2011

НОВАЯ СИСТЕМА
НОВАЯ СИСТЕМА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – ОСНОВА НОВОЙ ШКОЛЫ: НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МОУ «ООШ № 24» Г. НОВОКУЗНЕЦКА

Кайдорина. З.А., учитель русского языка и литературы
МОУ «Основная общеобразовательная школа № 24», Новокузнецк

     Никогда ещё человечество не стояло так близко к пониманию доминирующей роли развития духовной Культуры человека и новой приоритетной роли образования. Острейшей потребностью развития человечества в наступившую Новую Эпоху – Эпоху Синтеза лучших достижений человеческой мысли является создание Цивилизации Культуры через этизацию и одухотворение всех сфер жизни общества. Сегодня многие понимают, что этические основы должны быть заложены с самого раннего детства, так как техника и усовершенствованные технологии в руках бездуховных, безнравственных людей могут обратить прогресс в противоположность.
     В решении этой важнейшей задачи приоритетная роль принадлежит современному образованию, которое в Новую Эпоху понимается как раскрытие духовного облика человека в процессе освоения им этических духовных общечеловеческих культурных ценностей. Еще великий педагог Я.А.Каменский утверждал, что важнейшими принципами педагогики является изучение законов Духовной Жизни и согласование с ними всех педагогических воздействий.
     В настоящее время в педагогическом сообществе происходит осознание необходимости формирования новой образовательной парадигмы, в основу которой должна быть положена система этических духовно–нравственных ценностей, способствующих воспитанию человека Культуры Духа, знающего Законы Духовной Жизни и следующего им в жизни каждого дня.
     Новая образовательная парадигма формируется на основе такого понимания Культуры, которое даёт нам великий русский философ, мыслитель, учёный Н.К. Рерих: «культ» - есть почитание, поклонение, а «ур» - означает Огонь, Свет, таким образом, Культура – есть почитание Света Истины, Знания, Любви и Красоты. Культура – есть Синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого Синтеза даст продвижение. Такое углубленное, расширенное понимание Культуры должно быть положено в основу духовно-нравственного воспитания, цель которого – воспитание человека Высокой Культуры Духа.
     Наступило время не только помочь каждому ребенку сознательно приобщиться к богатым общечеловеческим духовно–нравственным ценностям, составляющим основу Жизни, но и сделать их смыслообразующими для всей воспитательно-образовательной практики.
     Одним из основополагающих направлений новой образовательной парадигмы должен явиться процесс этизации и эстетизации образовательного пространства, так как принципы этической и художественно-эстетической педагогики являются исходными ее положениями. Сущность Этико-эстетического подхода в реализации целей воспитания и образования выразительно была представлена Платоном ещё во 2 веке до нашей эры: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте».
     Новая парадигма образования формируется на основе научно-философских идей учёных-космистов В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, Е.И. и Н.К Рерихов, синтезированных в Учении Живая Этика, и идей новой педагогики, изложенных в трудах К.Д Ушинского, К.Н. Вентцеля, В.П. Вахтерова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В. С. Библер и др. исследователей. В трудах этих исследователей дано более глубокое, расширенное представление о ребенке, о человеке в целом: кто такой человек; какова его роль в эволюции Вселенной; в чём состоит цель и смысл его жизни; каковы законы и принципы его развития.
     Изучение трудов этих учёных творческой группой учителей нашей школы –Муниципальное образовательной учреждение «Основная общеобразовательная школа № 24» привело к осознанию необходимости разработки проекта Программы Развития нашего образовательного учреждения, предусматривающего создание системы духовно-нравственного воспитания, направленной на реализацию новой парадигмы образования. Результатом работы творческой группы учителей явилось создание модели системы духовно-нравственного воспитания, которая была включена в Программу развития образовательного учреждения.
     МОУ «СОШ № 24» находится в Кузнецком районе г. Новокузнецка на микроучастке пос. Малоэтажный. В социальном отношении это неблагополучный микрорайон. Об этом свидетельствует и статистика нашей школы, в которой обучается большое количество детей из многодетных и малообеспеченных семей. Образовательный уровень родителей учащихся школы низкий. Многие семьи нуждаются в большой поддержке в воспитании детей и их адаптации к жизни.
     Одной из проблем данного микрорайона является отсутствие каких–либо учреждений культуры на его территории и его удалённость от других школ и культурных учреждений. Поэтому наша школа является единственным центром, способным создать условия для адаптации подрастающего поколения к жизни в современном мире через воспитание и формирование человека Культуры Духа.
     Анализ воспитательной работы школы в контексте новой образовательной парадигмы показал необходимость сформировать новое направление в системе духовно–нравственного воспитания – этическое и эстетическое воспитание обучающихся и их родителей.
     Прежде всего, по предложению творческой группы учителей была скорректирована цель программы: создание единого культурного воспитательно-образовательного пространства, направленного на раскрытие духовного потенциала индивидуальности ребенка и формирование духовно- нравственной личности учащегося, способной к самосовершенствованию (самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию) и самореализации в условиях современного общества.

Для реализации этой цели были поставлены задачи:

•  создание системы этического и эстетического просвещения, образования и воспитания учащихся и родителей.

•  создание культурного центра пос. Малоэтажный на базе школы.

В рамках решения этих задач программа предусматривает следующие мероприятия:

•  Создание системы методических мероприятий, направленных на освоение новой парадигмы образования, основанной на принципах этического и эстетического образования и воспитания.

•  Создание системы этического и эстетического просвещения, образования и воспитания учащихся среднего звена обучения (создание общества Друзей Культуры по направлениям: школа Мыслетворчества; школа Этики жизни; школа Науки; школа Искусств; школа Учителя; Союз семьи и школы).

•  Создание системы этического и эстетического просвещения родителей.

•  Оборудование кабинета этики и эстетики.

•  Классные часы художественно-эстетического цикла.

•  Разработка программы этического и эстетического воспитания в начальной школе.

•  Усиление взаимодействия с музеями города и области.

•  Взаимодействие со школой искусств по направлениям: музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество.

•  Создание вокальной, театральной и хореографической студии.

•  Встречи с интересными людьми творческих профессий.

•  Проведение литературно-музыкальных гостиных, конкурсов чтецов.

•  Создание модели выпускника и критериев оценки результатов деятельности по достижению поставленной в программе цели.

Ожидаемые результаты реализации программы:

•  Создание единого культурного воспитательно-образовательного пространства в школе.

•  Раскрытие творческого потенциала, формирование духовно-нравственной личности учащегося.

•  Повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности и получению качественного образования.

•  Развитие материальной базы учреждения до уровня, позволяющего высокоэффективно осуществлять образовательно-воспитательный процесс.

•  Качественные изменения педагогических кадров, позволяющие эффективно осуществлять образовательно-воспитательный процесс в современных условиях.

•  Создание системы работы с родителями, которая позволит усилить взаимодействие школы с родительской общественностью.

•  Повышение общей культуры учащихся. Построение системы дополнительного образования в школе. Формирование активной гражданской позиции обучающихся, создание активно работающих органов школьного самоуправления, школьной прессы.

•  Увеличение контингента обучающихся до предельных нормативов, указанных в лицензии.

Координирующим центром новой системы духовно-нравственного воспитания в школе станет общество Друзей Культуры, основными задачами которого являются:

•  Расширение сознания учителей Знаниями основ гуманной педагогики, основных направлений гуманизации и гуманитаризации воспитательно- образовательного процесса и основных положений новой образовательной парадигмы.

•  Расширение сознания учащихся знаниями Универсальных Законов Бытия – нравственными Законами Жизни и формирование мотивации сознательного следования этим Универсальным Законам.

•  Формирование понимания мысли как основы жизнедеятельности человека и развитие синтетического мышления учащихся.

•  Раскрытие индивидуальности каждого учащегося средствами искусства.

•  Создание условий для развития творческих способностей и интересов детей.

•  Расширение сознания родителей знаниями Универсальных Законов Бытия – нравственными Законами Жизни и формирование мотивации применения этих Знаний в процессе воспитания детей.

Основные принципы деятельности общества Друзей Культуры:

•  Соиерархия – 1) приобщения сознания обучающихся к Великим Образам Учителей Человечества, основателей мировых религий, философов, деятелей искусства и науки; 2) преображение личностных качеств человека через раскрытие его Высшей нравственной природы (индивидуальности).

•  Содружество;

•  Сотрудничество;

•  Сотворчество.

     Программа развития предусматривает разработку модели человека Культуры и критериев оценки сформированности духовного облика выпускника школы, соответствующего данной модели.
     Таким образом, мы рассчитываем создать эффективную новую систему духовно-нравственного воспитания, способствующую формированию человека Культуры Духа.
     Безусловно, эффективность данной системы духовно-нравственного воспитания зависит не только от усилий педагогов и родителей, но и от усилий государства, направленных на этизацию и эстетизацию всех сфер жизни общества.
     Только раскрытие духовного потенциала школы, семьи и государства и объединение всех культурных сил общества для решения этой насущной задачи позволит России подняться на Новую ступень развития, достичь небывалого процветания и благоденствия.

Список литературы:

•  Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва 2009 (проект)

•  Назипов Р . М . Культурологическая модель образования : способы ее реализации в средней школе // Культурологический подход в образовании : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 1 марта 2003 года.

•  Программа развития МОУ «Основная общеобразовательная школа № 24» на 2010 – 2015 годы.

•  Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Москва, Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.

•  Уварова Л.И. Идеи педагогики культуры и научное развитие их в современном образовании (источник – Интернет)

•  Шубина Н.А. Современная гимназия и её культурологическая миссия современной гимназии / Н. А. Шубина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - N 3 (28). - С. 34-46