Главная » Статьи » летописи » 2011

Формирование космического сознания
Формирование космического сознания – основа Новой Педагогики и успешной модернизации образования страны

«…Мы живём в Космосе, и Космос живёт в нас».
Е.И.Рерих

     Человечество живёт сейчас в эпоху глобальных перемен, происходящих во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями великого мирового переустройства, о котором ещё в начале XX века писала Е.И. Рерих: « Нужно понять исторический ход развития мировой эволюции. Новые законы уже вписаны в скрижалях Вечности. Новое мощное сознание входит в жизнь, и ничто не остановит его. Если люди хотят увидеть вместо Хаоса Новую Эпоху Процветания, они должны осознать, что Переустройство Мира может быть достигнуто только на основе нового понимания доверия и сотрудничества между народами. Единство Космоса с человечеством станет истиной неоспоримой, и такое осознание преобразит жизнь мыслящего человека» (из Писем Е.И. Рерих, 1937 – 1951).
     Новая Эпоха – Эпоха Цивилизации Культуры, о которой мечтали все лучшие умы человечества, яро вступила в свои законные права. Новая ступень Эволюции – это сотрудничество с Космосом, с Дальними Мирами. Не песчинкой земной должен почуять себя человек, а носителем Духа в Гигантской Лаборатории Вселенной, несущим ответственность за всё живое на Планете и в Космосе. Новая ступень дает человечеству новое качество – стать сознательно Сотрудниками Великого Космоса.
     «Удел человека на Земле – понять своё космическое назначение и, поняв, внести в жизнь каждого дня осознание того, что надо начать утверждать в себе на деле и практически, сейчас, в этой жизни, зачатки и зародыши этих великих возможностей» (Грани Агни – Йоги 1957, § 252)
     «Устремление к Дальним Мирам даётся Учением человечеству для того, чтобы, войдя в Общение с ними, смогли люди более высокие и более совершенные формы жизни этих Миров утвердить у себя на Земле» (Грани Агни – Йоги 1958, § 383).
     «Указан людям Путь в Беспредельность. Путь этот примите как ступень новую, ступень Космической жизни, дающей человеку Космическое сознание и делающей его гражданином Вселенной» (Грани Агни – Йоги 1958, § 79).
     Да, действительно, наступило время, когда человек должен осознать свою неразрывную связь с Космосом, с Дальними Мирами и сознательно принять Вселенную как Космическое Братство, отдавая всего себя на Благо человечества и всего Сущего. Это условие является залогом успешной эволюции и совершенствования в Новой Эпохе.
     И именно образованию XXI века надлежит исполнить высокую миссию по воспитанию Нового человека с расширенным сознанием и синтетическим мышлением – истинного Сотрудника Космической Эволюции, Творца новой и счастливой жизни на Земле.
     Становление в Новой Эпохе Нового человека – Унивёрсума, о котором сейчас так обширно дискутируют в научно-педагогических кругах, невозможно без широкого космического мировоззрения, без соблюдения Законов и Принципов Мироздания, определяющих эволюцию нашей жизни со всем окружающим разумным Космосом.
     Поэтому для осознания общности своей жизни с жизнью Космоса, осознания себя его частью необходима новая ориентация сознания подрастающего поколения. Согласно велению Нового времени именно космическое сознание и явится тем эволюционно-значимым вектором и целевым ориентиром в образовании, на основе которого будет воспитан человек Высокой Культуры Духа, человек – Унивёрсум.
     «Космическое сознание достигается благодаря космическому мышлению…. Те, кто думают о Благе всего человечества, о Благе Общем, мыслят уже во всепланетном масштабе, но думающие об эволюции человечества Нашей солнечной системы и даже шире, мыслят космически. В пределах Космоса заключено все, следовательно, это мышление обнимает собой Беспредельность. Надо учиться мыслить космически» (Грани Агни – Йоги 1957, § 461).
     Глобальная необходимость формирования космического сознания у подрастающего поколения определяется ещё и тем фактором, что в последние десятилетия на Планету приходят дети Новой Шестой Расы. Это дети качественно нового высокого уровня сознания, обладающие синтетическим мироощущением, проявляющие сознательное отношение и готовность к сотворчеству и сотрудничеству с Дальними Мирами, со всем одухотворённым и разумным Космосом.
     Приход в мир таких детей есть очевидный факт и свидетельство сознательного творчества Космической Эволюции. Этот уникальный процесс описан в Учении Живой Этики – философии Космической реальности.
     «Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям» (Мир Огненный, часть 3, § 542).
     «Каждая Раса отзвучит на определенную вибрацию, или ноту, или особый характерный признак сознания. Так, все принадлежащие к Шестой Расе именно отличаются пониманием и стремлением к СОТРУДНИЧЕСТВУ. По отсутствию или наличию указанного основного признака можно безошибочно проследить продвинутость духа, или, иначе говоря, его принадлежность к уходящей или нарождающейся Расе» (Письма Е.И. Рерих, 4 октября 1934 г.).

     «Идущая новая раса даст Космический Огонь в самых высших проявлениях» (Беспредельность, § 198).

     Феномен появления таких детей требует принципиальных и качественных изменений в педагогической системе, системе здравоохранения, государственных и общественных структурах общества.
     Космическое сознание – это глобальная эволюционная идея, на которую должна ориентироваться новая модель воспитания и образования XXI века.
     Идея о формировании космического сознания не нова. Она получила своё целостное развитие и совершенствование в наследии выдающегося педагога–философа начала XX века К.Н.Вентцеля. Он создает новое перспективное направление – космическую педагогику, в которой сливаются воедино индивидуальное, социальное и космическое воспитание. В одной из своих статей педагог пишет: "Вопрос о космическом воспитании имеет необыкновенно важное значение и в жизни отдельной индивидуальной личности, и в жизни общества, я бы сказал даже, что, от разрешения которого зависит все будущее человечества, с правильной постановки которого необходимо начинать сейчас, а не откладывать в долгий ящик. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную…” [1, с. 19].
     Цель космического воспитания по Вентцелю – развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, Природой, Космосом. К.Н.Вентцель был убежден, что человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому,- пишет он,- кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно единое целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла”[2, с. 166].
     Идея о космическом сознании, условиях его развития и совершенствования, также находит своё отражение в научно-философских трудах Е. П. Блаватской, А.И. Клизовского, Н.К. и Е.И. Рерихов, Б.Н.Абрамова, в трудах педагогов В.П.Вахтерова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, ученых-космистов К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и др.
     Космическое сознание – это осознание себя не только гражданином своей страны и Мира, но и гражданином всего Разумного Космоса. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу Планеты и Космоса, человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.
     Формируя космическое сознание, мы развиваем у ребенка новую систему ценностей – духовных, которая основана на понимании Универсальных Законов Жизни – Законов Мироздания, определяющих эволюцию каждого человека и человечества в целом. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а, следовательно, значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что сам является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он вредит себе. Такое поведение ребенок сознательно сделает исходною точкою и базисом всей своей последующей жизни [3].
     Таким образом, когда в сознание школьников внедрится идея о единстве человека и Космоса, о великих потенциальных возможностях человека как творца своей судьбы и судьбы мира, о силе человеческой мысли и ее значении в построении Доброго и Прекрасного Мира Земли, об ответственности человека за сохранение всего живого на Планете и в Космосе, тогда создастся и благоприятная почва для формирования у учащихся космического сознания и истинных духовно–нравственных ценностей.
     Да, действительно, наступило время, когда идея о формировании космического сознания должна стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных государственных документов в сфере модернизации и реформирования российского образования. А отсюда эта идея должна явиться основополагающей при создании новых образовательных и воспитательных программ в целях формирования у подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия.
     2011 год открыл нам новые горизонты эволюции педагогической науки, а именно совершился поворот от педагогики космической к педагогике трансцендентальной. Эта новая ступень в развитии всей системы российского образования открыла величайшие возможности познания Высшего Духовного Начала в человеке.
     Трансцендентальная педагогика – это педагогика Будущего, это новая универсальная педагогическая система, одухотворённая Синтезом Высших Знаний Космических Законов Мироздания и Бытия всего Сущего. В сущности своей сфера её познания соприкасается с областью божественного, универсального. Ведь не случайно духовность, или трансцендентность, - это «открытие в себе предельного источника значимости и счастья, это служение другим, это бытие в единстве со Вселенной, это видение Бога во всех вещах и обстоятельствах...» (Уайт, Д. Что такое просветление? М., 1998. С. 193).
     Значительный вклад в разработку и совершенствование методологических основ трансцендентальной педагогики был внесен доктором педагогических наук, профессором, проректором по научной работе, Азаровым Юрием Петровичем. При Европейском Университете Justo им была создана Межвузовская лаборатория трансцендентальной педагогики, которая осуществляет свою деятельность по настоящее время.
     Сегодня в нашей стране проблемы модернизации и реформирования школьного образования привлекают к себе внимание самой широкой общественности. По этому случаю проходят конференции и конгрессы различного уровня, в средствах массовой информации устраивают широкие диспуты и обсуждения. Но никакая модернизация не даст свои положительные результаты и прогресса для страны, если в её основу не положен принцип Культуры, принцип духовно-нравственного совершенствования на основе Синтеза Знаний науки, религии и философии.
     Трансцендентальная педагогика вся пронизана этим Универсальным Синтезом, который является её методологической основой, ядром всей её научно-философской концепции.
     Наступило время, когда мы, педагогическое сообщество страны, должны принять идею модернизации российского образования в широком контексте с Универсальными Принципами и Законами Эволюции всего разумного и одухотворённого Космоса.

     Актуальность и значимость реформирования всей системы российского образования от средней школы до высшей в русле новой педагогической системы – трансцендентальной педагогики обусловлена следующими обстоятельствами:

Во–первых , теоретико–методологическая база трансцендентальной педагогики содержит фундаментальные философско-педагогические идеи, помогающие воссоздать представление о целостной картине мира на основе Универсальных Законов и Принципов Мироздания, и дающие педагогике ключ к решению вопросов становления «Универсального, Божественного в человеке», его облагораживания в ходе воспитания, которые, по сути, остаются вневременными.

Во-вторых , философско–педагогическая концепция трансцендентальной педагогики основана на синтезе духовного, общечеловеческого, культурно-исторического опыта и интегрального антропологического научного знания. Именно такая ценностно-содержательная база позволит педагогике продуктивно развиваться и будет способствовать выработке качественно новой методологии содержания образования.

В-третьих, концептуальные идеи трансцендентальной педагогики – Духовность, Нравственность, Право в их целостном единстве – созвучны новой парадигме образования и соответствуют гуманистическому, человекоцентристскому подходу и, следовательно, в современной постановке проблемы трансцендентальная педагогика соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает эволюционным требованиям Новой Эпохи.

В–четвёртых, ведущим методологическим подходом трансцендентальной педагогики является отношение к ребёнку как части Космоса, как к Унивёрсуму. Этот подход является основанием педагогического оптимизма в уникальные возможности Бессмертной Индивидуальности ребёнка, его особое предназначение в жизни как сотрудника Космической эволюции. Данный подход является основополагающим в контексте эволюции всей педагогической науки.

     Таким образом, в условиях модернизации российского образования и проектирования уникальной модели школы Будущего проблема формирования космического сознания школьников приобретает новую ценностно-ориентированную направленность, которая на новой ступени эволюции будет успешно развиваться в русле универсальной педагогической системы – трансцендентальной педагогики. За этой педагогикой Прекрасное и Счастливое Будущее наших детей, Будущее России и всего человечества Земли!

 

Сотрудник Лиги
Штогрина Е.Н.

Список литературы:

 

•  Вентцель К.Н. Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999. – 250 с.

•  Вентцель, К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель, К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1993. - 364 с.

•  Феодулова И.А. На пути к воспитанию космического сознания ребёнка // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Том 2. М., 2004. С.